tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Картежные страсти: о картах и художниках



1 апреля… День дурака, который уже кончается, и по ассоциации вспоминается игра в карты, в «дурака» - банальная и вечная, наверно… И хочется рассказать чуть-чуть о истории карт, показать парочку лучших произведений на эту тему и закончить одной интереснейшей страницей: картой сюрреалистов. Итак… Хоть и те колоды карт, которыми пользуемся появились недавно (относительно) происхождение карт теряется в веках. Они вознили, предположительно, в Древнем Египте. Были придуманы жрецами и в них сокрыты древние знания о человечестве.



Жрецы создали 78 золотых табличек, на которых нанесли магические знаки. 56 таких табличек зовутся «Младшими Арканами», и именно они стали обычными картами. А 22 «Старших Аркана» - это мистические карты Таро, которые по сей используют гадалки и прорицатели.



Это, скорее, легенда, поскольку научного подтверждения нет. Однако данные археологических исследований  показывают, что карты действительно появились в глубокой древности.  На древних фресках можно увидеть, что в Древнем Египте имелась некое подобие карт – черенки с нанесенными на них цифрами, и существовала игра, очень похожая на карточную. Такие же игры забавляли индусов, только сделанные в Индии первые «карты» были из слоновой кости и ракушек.




Интересно, что оккультная версия появления карт находит свое подтверждение в арабских картах. Арабские карты тоже имели 56 «Младших Арканов» и 22 «Старших Арканов». Поскольку мусульманам запрещено Кораном изображать людей на картах, на них имеются только орнаменты-арабески.




Существует еще одна легенда о том, как появилась используемая по сей день колода карт с королями и дамами.
Говорят, что изобрел ее в 1392 году Жакмен Грингоннер - шут французского короля Карла VI Безумного, который, страдал душевной болезнью. Шут придумывал  различные игры с картами и заодно сделал колоду более понятной для своего короля.



Грингоннер, нарисовал четырех королей и объявил, что каждый из них имеет своего прототипа. Король червей - это Карл Великий, пиковый король - царь Давид, бубновый - Юлий Цезарь, а трефовый — Александр Македонский.

Самого себя шут объявил джокером -   это очень интересный карточный персонаж - вроде бы дурак, но на самом деле сильнее всех в колоде. И в жизни  ведь именно шут мог под своей дурацкой маской резать правду-матку.

Позже в колоде появились валеты, которые тоже имели исторических или мифических прототипов. Валет червей – это французский рыцарь Стивен де Виньоль по прозвищу Ла Гир -  верный соратник Жанны Д’Арк, валет пик – герой французского эпоса  Ожье Датчанин, бубновый валет  - Роланд из «Песни о Роланде», а трефовый валет  - Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре.



Интересно, что долгое время дам в колоде не имелось. Лишь в XVI веке игральные карты обогатились женскими персонажами. И каждая из прекрасных дам опять же имела прототип!

Дама червей – это героиня библейской легенды Юдифь. Дама бубен -  Рахиль, жена Иакова. Интересно, что бубновая масть означает деньги, а Рахиль по легендам была скупой.



Пиковой дамой стала греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дамой треф поначалу считалась Дидона  из «Энеиды» Вергилия, но затем она превратилась в коварную соблазнительницу Аргину – это анаграмма слова Regina, то есть королева.  Придворные художники, создававшие карты для королей, придавали Аргине сходство с королевской фавориткой. Интересно, что в случае появления новой любовницы они рисовали новую колоду.



В годы Великой французской революции карты подверглись репрессиям. Короли и дамы, пусть и рисованные, были свергнуты со своего престола. А на картах появились известные оппозиционеры и борцы с режимами:   Брут, Вольтер, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон…



Карточные масти тоже появились не на ровном месте. В первых колодах они носили названия «мечи», «кубки», «денарии» (деньги) и «жезлы». Позже мечи превратились в «пики», кубки — в «черви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «клевер»).

На других языках эти названия звучат по-своему: например, в Англии и Германии - «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы».

На немецких картах еще можно встретить старинные наименования  мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Русское слова «черви произошло от  «червонный» - «красный».



И, наконец, еще одна легенда , она о том, как карты появились в России. Говорят, что при Иване Грозном вынырнул  в Москве некий авантюрист-итальянец Черчелли, которого москвичи тут же обозвали Чертелло. Впрочем, итальянское его происхождение под вопросом, ибо  Чертелло в Италии назывался французом, во Франции - германцем, в Германии - поляком, а в Польше был  русским.

Он привез Москву сундучок, завёрнутый в черно-красную шаль, что соответствовало мастям - чёрным и красным, но москвичи говорили, что это цвета адского пламени.

И тут началась в Москве карточная эпидемия, карты стали пользоваться бешеным спросом, и Черчелли решил наладить их печать, но вскоре был изгнан из Москвы за свои бесовские игрушки, а карты надолго оказались под запретом. Однако, несмотря на все препоны, карты прижились на Руси и тесно вошли в ее историю и даже культуру – вспомните хотя бы «Пиковую даму» Пушкина или знаменитый карточный проигрыш Николая Ростова из «Войны и мира».

После Октябрьской революции в 1917 году в России даже появились советские карты, на которых вместо королей и рыцарей фигурировали рабочие и крестьяне. Более того, масти тоже поменялись – вместо бубен и пик на картах красовались  серпы, молоты, звезды. Но затем карты были вообще запрещены.

Давно уже карты реабилитированы, и  выпускаются колоды на любой вкус.





И, конечно, многих иллюстраторов вдохновляет эта тема. Не обошли ее своим вниманием и сюрреалисты.



Колода карт Jeu de Marseille

Идея создания этой уникальной колоды карт возникла в 1940 году на одном из собраний сюрреалистов. Встреча произошла в Марселе - отсюда и название колоды. Сюрреалисты находились в Марселе, так как многие из них должны были уехать оттуда в США, ведь началась Вторая мировая война. Над колодой карт Jeu de Marseille работало восемь художников: Виктор Браунер, Макс Эрнст, Вифредо Лам, Андре Массон, Бенджамин Перет, Андре Бретон, Виктор Серж и его супруга.















Сюрреалисты придумали нестандартные карточные масти, каждая из которых что-то символизирует:

замочные скважины - символ познания,
звезды - символ мечтаний,
огненные колеса - символ революции,
огонь - символ страсти и любви.
Картам придворных они дали специальные названия:
S - сирены,
G - гении,
M - маги.
Вместо привычных королей и дам, художники решили изобразить различных выдающихся людей.
Бретон нарисовал Парацельса,
Виктор Браунер - Элен Смит и Гегеля,
Макс Эрнст - Панчо Вилья и Фрейда.
Также на картах сюрреалистов были изображены: Стендаль, Лотреамон, Бодлер и Алиса из Страны чудес.
Джокера нарисовал французский поэт и драматург Альфред Жарри.





     



Леонор Фини

Фини Леонор родилась в Буэнос-Айресе в 1907 году. В 30-е годы она жила в Париже, где познакомилась с такими художниками, как: Поль Элюар, Макс Эрнст, Жорж Батай, Пикассо и Сальвадор Дали. Позже она вошла в круг сюрреалистов, участвовала в их выставках, но не считала себя представительницей их движения, так как всегда хотела быть самостоятельной.





В 1950 году Леонор решила нарисовать колоду игральных карт. Многие любители живописи считают, что валеты и дамы, нарисованные Леонор - это автопортреты. Колода карт Фини увидела свет в 50-е годы 20-го века. Карты находились в изящной кожаной коробочке, у самой колоды был золотой обрез. Эти карты были переизданы в 1994 году. В настоящее время их можно купить в Интернете. Стоимость этих карт около $1000.

источник (1)  (2)  (3) (4)

Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments