tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Женоненавистник и аскет - прекрасный Калмаков

2 - Las Mujeres de Nadjis - 1911

Я ждал в гостиной. На стене
Лежала женщина в огне
Дождя при солнце. Помню, эта
Картина, вся лучистый зов,
Какую создал Калмаков,
Меня тогда очаровала.
«Колокола собора чувств»  Игорь Северянин


Калмаков Николай Константинович
23 января 1873 (Нерви, Италия) — 2 февраля 1955 (Шелль близ Парижа) Живописец, книжный график, сценограф. Родился и провел детские годы в Италии, на Ривьере. Был сыном русского генерала и итальянки.
Систематического художественного образования не получил, живопись и анатомию изучал самостоятельно в Италии, куда вернулся после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета  в 1895.



3 - Ella monta un pavo real - 1910

В 1900 вновь приехал в Россию, сначала поселился в Москве, а в 1903 перебрался в Санкт-Петербург. Творческий дебют художника состоялся в начале 1900-х, когда он начал активно участвовать в выставках различных художественных объединений, формально не принадлежа ни к одному из них. Его фантастическая живопись была навеяна одновременно древними восточными мотивами, немецким романтизмом и мистицизмом начала ХХ века. Увлечение оккультизмом, эротическая символика и декоративность делают Калмакова ярким представителем русского символизма.

6 - Decorado - La Cripta Serpentina - 1910

В 1908 году дебютирует как театральный художник. Именно театр приносит Калмакову известность. Он сотрудничал с ведущими российскими театральными постановщиками, режиссёр Н. Н. Евреинов назвал Калмакова «уникальным» и «единственным в своём роде». К сожалению, дебют Калмакова как художника-постановщика в театре Комиссаржевской, который должен был стать его триумфом, оказался омрачён грандиозным скандалом – спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Саломея» запретили после генеральной репетиции 27 октября 1908 года. Комиссаржевская, вложившая в постановку огромные средства, была разорена.


7 - Diseño de vestuario - Salomé - 1908                10 - Negra - 1929

Возникла устойчивая легенда, что в запрете виноват Колмаков, поскольку создал непристойные декорации. Это, конечно, не так, поскольку те, кто видел генеральную репетицию, ничего об не писали. Но в возникновении  легенды нет ничего странного, ведь картины Калмакова поражали своим эротизмом даже раскрепощённых «серебряным веком» современников. Это странная чувственность полотен... необычная пластика тел. «Финальная точка» весьма красноречива: картины свои Калмаков подписывал монограммой, напоминающей стилизованное изображение фаллоса.


11 - Tres negras postrandose ante una serpiente - 1921- ilustración para la Carpa

Вот что пишет в своих мемуарах друг Калмакова, известный русский актёр грузинского происхождения Александр Мгебров:
«Его картины поражали своей чудовищностью. Они всегда изображали не то какие-то увеличенные в миллионы раз протоплазмы, не то первородные клеточки стихийного вселенского зачатия или, во всяком случае — зачатия во вселенском масштабе.



11 a - Tres serenas negras - 1912

Трудно вообще сказать, что это были за картины, но они глубоко приковывали внимание стремлением вплотную подойти к чему-то поистине чертовскому, капризному и дьявольски-изощренному… Лейтмотивом его произведения зачастую был эротизм совершенно чудовищных размеров, такой эротизм, какой мог бы быть только у самого дьявола, если представить себе, что и над дьяволом есть нечто еще более страшное и величественное, чем он сам… Может быть, это первобытный хаос, может быть, — хаос над хаосом…


12 - Autorretrato con mujer negra - 1923

Может быть, после того, что я рассказал о картинах Калмакова, невольно возникнет представление о нем, как о человеке в высшей степени ненормальном… Ничего подобного. Калмаков в жизни был корректнейшим человеком, всегда неизменно выдержанным, спокойным и элегантным".

13 - Autorretrato como Luis XIV - 1923

В 1920 художник покинул Россию и эмигрировал во Францию. В эмиграции Калмаков вел замкнутый образ жизни, избегая общения с кругами бывших соотечественников. Если в первые годы эмиграции он устраивал выставки своих работ, которые не вызвали большого интереса, то в конце жизни мастер фактически был предан забвению. Единственным его другом был художник С. П. Иванов. Умер Калмаков в 1955 в старческом доме города Шелль.

14 - El Potal de los Sueños - 1922

В 1964–1970-х коллекционеры Жорж-Мартин дю Нор и Бертран Коллэн дю Бокаж, обнаружившие на «блошином» рынке 40 картин художника, организовали серию его персональных выставок в Париже и Лондоне, заново открыв творчество мастера публике.

15 - Manto de Rosas - 1912     35 - Astarte - 1926

Произведения Николая Калмакова представлены в Государственном Русском музее, Санкт-Петербургском государственном Музее театрального и музыкального искусства, Театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве, а также в частных собраниях.е в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.


16 - bebidas Espiritosas para el Hogar - 1927


19 - La mujer y Buda - 1924


23 - La Cólera Celeste - 1915


26 - La Pareja de Novios - 1922


28 -La Aparición


29 - Medusa - 1924


30 - Amazonas


31 - Autorretrato como Juan el Bautista - 1921


33 - Narciso - 1922



47 - La Esfinge de Salomé - 1928


Artemisa y Endimion - 1917 a


Endimion


Leda 1


Leda 2


tamara y demonio


3 - Ella monta un pavo real - 1910


k.calice.450x670

kot_v_sapogah_kalmakov


50 - Autorretrato - 1929



56 - 1873 - 1955

по мотивам

Tags: символизм
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments