tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Первая в истории роковая женщина: Лилит на картине Джона Коллиера

Снимок.JPG

Это, кстати, прекрасный пример того, как меняются представления о женщинах. Она была первой злодейкой и козлом отпущения за всё необъяснимое и страшное.

Ее имени нет в Библии, она упоминается косвенно.

Ее образ не отписан, а потому условен, и художники могут рисовать ее как захотят. У современных художников Лилит – мимими. И началась эта тенденция с легкой руки Джона Коллиера.


Но сначала пару слов о первой женщине на земле.

Знаете, что потрясает в этой легенде?



Лилит считала себя равной мужчине! Адаму! Поскольку была тоже сотворена Богом. В этом была ее дьявольская сущность!

Когда Адам настаивал на том, чтобы Лилит исполнила свои супружеские обязанности и стала покорной, она ответила, что не сделает этого.

Лилит настаивала: "Мы двое равны, так как мы оба из земли", и в итоге они поссорились.

Она ускользнула от Адама и стала демоном.
Легенду можно и дальше разворачивать, но мы не будем.


Главное – Лилит добивалась равноправия и была за это наказана.


Queen_of_the_Night_(Babylon).jpg
Рельеф, предполагаемое изображение Лилит или Иштар, 1800 г. до н.э, Британский музей, Лондон.

Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак».


hugo-van-der-goes-suendenfall-03816.jpg
Хуго ван дер Гус, Грехопадение, ок. 1480 г., Художественно-исторический музей, Вена.


Все необъяснимые беды приписывались ее козням.  Ревность и месть Еве. Совращение бедной Евы (видите – Лилит превратилась в змея и удачно провела свою интригу). Смерти младенцев – во все повинна она, непокорная мужу Лилит.
Такой ее и рисовали.

Michelangelo-buonarroti-the-fall-and-expulsion-from-garden-of-eden-detail-.jpg
Микеланджело. Сикстинская капелла. Библейские сюжеты. Грехопадение и изгнание из Сада Эдемского


3.JPG
Микеланджело. Сикстинская капелла. Библейские сюжеты. Грехопадение и изгнание из Сада Эдемского
Вот прекрасная Лилит соблазняет пару вкусить запретный плод.


А потом нам явилась другая:

Lilith_(John_Collier_painting).jpg
Джон Кольер, Лилит, 1889, Художественная галерея Аткинсона, Великобритания.

Кажущаяся сладость работы Джона Коллиера (1850–1934), художника-прерафаэлита, это свидетельство двух сторон фигуры Лилит.

Здесь она чертовски чувственная.

Лилит превращается в могущественную икону.

Картина произвела неизгладимое впечатление. И художники стали рисовать Лилит как соблазнительницу, перед красотой которой мужчины не могут устоять.

Ее холодный адский характер завораживает, однако, мужей.


Штюк.Грех.jpg
Франц фон Штук, Грех, ок. 1893


И обязательно – змеи. Женщины и змеи, идеальный символ зла. Грешная или чувственная линия становится действительно тонкой, как показано в работах Франца фон Штука. Два разных названия, но остается только один сюжет - женщина, обнимающая змею.


Franz_von_Stuck_Die_Sinnlichkeit_c1889.jpg
Франц фон Штук, Чувственность, ок. 1898, Художественный музей Далласа, США.

Снимок.JPG
Лилит на картине Джона, деталь

И еще раз Коллиер: в конце концов, фигура Лилит постепенно эволюционирует от опасной демоницы, изображаемой в религиозных писаниях, до символа чувственности, но также и феминизма.

По равенству с Адамом, от которого она не зависит, суккуб становится феминистской иконой, идеальным противовесом покорной Еве, которую легенда, кстати, тоже наградила ответственностью за великий грех и сделала повинной в мужской неустойчивости к соблазнению.


2.JPG
Суккуб, дитя Лилит


А что Лилит? Демоница она, одним словом.
Тёмный мир стал пристанищем дикой свободолюбивой женщине..



Tags: искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal