Система перспектив Яна Ван Эйка, раскрытая с помощью компьютерного зрения
Принято считать, что ван Эйк не знал перспективы.
Тем не менее, a-contrario анализ точек схода на пяти его картинах, созданных между 1432 и 1439 годами, раскрывает повторяющийся узор, похожий на рыбью кость, который мог возникнуть только при использовании многоскопической перспективной машины с двумя степенями свободы.
5 его работ во все прошедшие века ставили в тупик искусствоведов.
Эти его эмпирические перспективы!
И многие исследователи изо всех сил пытались найти геометрическую согласованность в его пространстве.
Только вот в одной из самых знаменитых работ, Портрете Арнольфини, невозможно найти единую точку схода - точку, наиболее удаленную от зрителя, в которой бы встретились все параллельные линии на картине.
В 1905 году математик Карл Дёлеманн продемонстрировал в журнальной статье, что параллельные линии на портрете Арнольфини сходятся не к одной точке, а скорее к круговой зоне.
Интерпретация Дёлемана по-прежнему широко распространена сегодня, но горстка искусствоведов продолжала искать скрытый порядок за очевидным беспорядком на картине.
Применение метода a contrario к портрету Арнольфини .
Слева: карта вероятностей точек схода с учетом неопределенности на концах краев (красные на правом изображении).
Справа: применение метода a contrario к этой карте вероятности. Извлеченные края относятся к их соответствующей точке схода, в то время как цвет ссылки указывает на ее согласованность, от темно-синего до светло-желтого. Края сгруппированы в горизонтальные полосы, отмеченные здесь белыми линиями. Université de Lorraine , Fourni par l'auteur
Ну а теперь в помощь явился компьютерный анализ, это где-то с начала 1990-х.
Однако и в этом случае ничего не получается - Портрет Арнольфини продолжает создавать трудности для тех, кто пытается анализировать его с помощью алгоритмов.
Дело в том, что современные алгоритмы не принимают во внимание тот факт, что на картине часто меньше параллельных линий, чем на фотографии.
А сам алгоритм разработан как раз для фото.
Хорошо известна концепция компьютерного зрения, методы a contrario опираются на психологическую концепцию, это принцип Гельмгольца.
Когда принцип Гельмгольца применяется к карте вероятности точек схода на портрете Арнольфини, появляется удивительно упорядоченная структура, состоящая из четырех основных точек, периодически выровненных вдоль слегка наклонной вертикальной оси.
Подобные структуры встречаются и в других работах художника, таких как «Святой Иероним в своем кабинете» , «Мадонна в Лукке», «Дрезденский триптих» и «Мадонны в церкви».
Когда картина разбита на части, мы видим, что перспективы ван Эйка далеки от беспорядка. Фактически, они были строго точными.
Особенно интересен случай Мадонны в церкви. В этой абсолютно миниатюрной картине размером всего 14 x 31 см чрезвычайно точные сходящиеся линии.
По мотивам статьи Жиля Симона
Мэтра конференций HDR по информатике, Университет Лотарингии
Journal information