В августе 1892 г. европейские газеты пестрели сообщениями о немыслимом событии: в Австрии две знатные дамы решили выяснить отношения с помощью холодного оружия.
Особой пикантности ситуации добавлял тот факт, что дуэлянтки сражались топлес.
С того момента образ фехтующих полуголых женщин неоднократно появлялся в искусстве и народном творчестве.
Имена участниц той дуэли хорошо известны: на рапирах сражались графиня Анастасия Кильмансегг, урожденная Лебедева, и княгиня Паулина фон Меттерних - блистательная светская львица, законодательница мод и, некогда, самая влиятельная женщина Франции после самой императрицы.
Поводом для конфликта стала... ссора из-за цветов.
В том году княгиня Меттерних инициировала организацию при австрийском дворе международной музыкально-театральной выставки.
Графиня Кильмансегг входила в комитет мероприятия и оказалась личностью не менее амбициозной и своенравной, чем сама княгиня: две женщины настолько поссорились при обсуждении декора выставки, что оскорбления и поруганную честь могла окупить только пролитая кровь.
В мировой культуре этот сюжет носит распространенное название "эмансипированная дуэль" из-за того, что это были "чисто женские разборки": не только дуэлянтки, но и секунданты, распорядитель и даже медик были женщинами.
В роли секундантов выступили графиня Кински и княгиня Шварценберг-Лихтенштейн (поскольку в самой Австрии дуэли были запрещены, было принято решение провести схватку в ее владениях - в столице Лихтенштейна Вадуце).
Специально по случаю дуэли из Варшавы вызвали баронессу Любинскую.
Баронесса, одна из немногих в то время дипломированных женщин-врачей, взяла на себя обязательства по оказанию первой помощи.
По распространенным слухам, именно она настояла на том, чтоб соперницы фехтовали обнаженными по пояс, потому что в те времена считалось, что фрагменты ткани при попадании в рану могут вызвать инфекцию.
Само сражение было яростным и непримиримым: состоялось три раунда дуэли.
Первые две схватки победителя не выявили.
Затем свою роль сыграл опыт Паулины фон Меттерних (одиозная княгиня была известна любовью к "мужским" занятиям - фехтованию и охоте): по самой популярной версии истории, она нанесла своей сопернице укол в лицо, поранив ей нос.
Обычно, дуэли проводились либо до смерти одного из участников, либо до первой крови - княгиня Меттерних решила, что с ранением графини спор разрешен и, бросив рапиру, кинулась помогать пострадавшей. Та же в ответ нанесла уже безоружной княгине ранение в руку.
Тем не менее, этот инцидент был обоюдно признан недоразумением, и еще недавние смертельные враги примирились на месте дуэли.
И хэппи-энд: ставшие после поединка едва ли не лучшими подругами аристократки вместе, рука об руку занимались оформлением той самой злополучной выставки, которая в результате имела оглушительный успех.
Возможно, это все было фейком, газетной уткой.
Никто из современников не упоминает и слова об этой дуэли.
Не упоминает об этом в своих мемуарах и сама фрау Меттерних: информация о дуэли и все подробности появляются только в прессе того времени.
Однако слухи о грубом и дерзком нраве княгини Меттерних и о ее вызывающем поведении распространялись далеко за пределы Австрии и Франции, поэтому никто не усомнился в том, что она способна и на такую выходку.
В самой Австрии не было ни одной газеты, которая бы опубликовала этот случай.
Зато в том же 1892 году New Vienna Daily размещает статью, высмеивающую все несуразные истории, которые выдумывает об Австрии пресса за рубежом - в их числе упоминается и та самая дуэль, которая объявляется абсолютным вымыслом, не подкрепленным никаким реальным источником.
Даже сами газеты, напечатавшие тогда "сенсационный материал" ссылаются исключительно друг на друга.
Сама княгиня Меттерних дала опровержение этого случая, отправив телеграмму, текст которой был опубликован во французском издании Gil Blas: она называет "эмансипированную дуэль" "глупой и нелепой уткой", а также указывает на первоисточник этой "байки" - римскую газету "Трибуна".
Итальянское происхождение легенды подтверждает и австрийская пресса.
В любом случае, если такую статью заказал кто-то из недругов княгини, желая ударить по ее авторитету при венском дворе, то затея себя не оправдала: популярность фрау Меттерних только возросла.
Так один фейк стал темой для многих интересных картин 😊.
Journal information