tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Таинственные путешествия черепа Гайдна

1.JPG
Гайдн – чудо!
Даже, те, кто мало знаком с классической музыкой, слышали так или иначе
отца симфонии, ведь в его творчестве сформировалась классическая симфония. Гайдн написал их аж 104!
Обычно люди неизменно откликаются весельем и радостью на его чудесные произведения.

А эта история началась с того, что в 1820 году решено было перенести прах почившего 11 лет назад композитора Гайдна с венского кладбища в город Айзенштадт, где он прожил 30 лет, находясь на службе у князей Эстергази.
Всем было известно, что в Вене Гайдн был захоронен 1 июня 1809 года на старом кладбище Хундстурмер.
Похороны прошли в спешке: в столице Австрии находились французские войска.




ae61e3be48a0e25c339420531d2fe96c.jpg


...Понятно, что австрийцы чувствовали себя в долгу перед великим соотечественником.
Поэтому и решено было перезахоронить останки гения с большой помпой.

И вот в сентябре 1820 года князь Миклош Эстергази-младший (Николай Эстергази II), в чьей семье Гайдн и служил капельмейстером, приказал со всевозможным почетом эксгумировать останки композитора, дабы перепроводить их в Айзенштадт.

На торжественное вскрытие собралось множество народа.
Рядом с могилой наготове стоял траурный катафалк, обитый роскошным черным крепом и золотыми бантами.

Могильщики вскрыли гроб, бережно вынимая тело, и вдруг на землю упал пышный парик усопшего Гайдна.

И стоящие рядом люди увидели немыслимое: под париком не было головы композитора!



8e9p7ol-8539638b3c9944c299539f63540bd2b3.jpg

Толпа в ужасе отшатнулась. Кто-то закричал. Женщины попадали в обморок. Мистический ужас объял присутствующих.
Мероприятие было смято. Зрители в панике разбежались. Появление полиции не внесло покоя.


600px-USIS_-_Totenschaedel_von_Joseph_Haydn.jpg

Слуги Эстерхази спешно погрузили тело без головы на катафалк и повезли в Айзенштадт.
Сам князь в гневе и ярости потребовал тщательнейшего расследования.
Уже через неделю служба княжеского дознания вкупе с полицией выявили подозреваемого – управителя княжеского дома в Леопольдштадте Иоганна Непомука Петера.

После нескольких допросов сей Непомук признался, что вступил в тайный сговор с секретарем Эстергази – Карлом Розенбаумом.

Тот сошелся с чиновниками из Вены – Юнгманом и Ульсманом, сотрудниками налогового управления и городского казначейства.



1.JPG


Далее события развивались так: Розенбаум взял своего верного друга Якоба Демута, которого охарактеризовал как достойного, полноватого, жизнерадостного мужчину, и оба этих веселых венца отправились на кладбище Хундстурмер.

Дело было 4 июня 1809 года, то есть спустя три дня после похорон Гайдна.

Демут вскрыл могилу, отделил голову. А Розенбаум положил ее в пакет и отправился в госпиталь, дабы там, прости, Господи, медики отделили плоть и оставили только кости черепа.

За ними-то и охотились почтенные венцы.

7.JPG
Да что ж за план такой?! Оказалось, вполне научный....

И в XIX веке по Европе бродила, и в ХХ столетии в фашистские измышления перекинулась.

Именуется френологией.
По ней выходило, что по черепу человека можно узнать его истинные наклонности.

И в 1797 году венский анатом Галль (между прочим, Франц Йозеф – тезка Гайдна) поразил мир открытием: сыскал «шишку гениальности музыканта», которую «с легкостью можно обнаружить на черепе немного назад и наружу от внешнего глазного угла».

С тех пор и начался «роман ужасов»: приверженцы френологии начали раскапывать могилы, отделять головы и искать на них шишку музыкальной гениальности.

Фанатики сумели выкопать останки Доницетти, позже – Баха, Шуберта, Бетховена. И это только гении первого ряда, могилы которых они осквернили.
А были еще и музыканты не столь известные.
Но к чему же френологам столько?!

А вот зачем: теория никак не желала подтверждаться – приметы музыкального гения не нашлись ни у Шуберта, ни у Бетховена, ни у многих иных.


Но вернемся к Гайдну.
Разъяренный князь Эстергази ни о какой френологии и слышать не пожелал – приказал всех участников осквернения забрать в кутузку.

Да вот беда – голову-то надо было найти.

Иначе неприлично хоронить, тем более в усыпальнице будущего музея!


15.JPG

...Главному участнику – Розенбауму – князь предложил за череп Гайдна кругленькую сумму.

Но и бывший секретарь оказался тертым калачом: он отдал череп, но, как вскоре установили медики, это был череп 20-летнего юноши, а не 77-летнего композитора. Эстергази с удовольствием вздернул бы мерзавца секретаря, но ведь только он один мог вернуть целостность бедному Гайдну.

Князь напустил на Розенбаума докторов.
Какой болячкой те пригрозили гробокопателю, неизвестно, но Розенбаум все же отдал им очередной череп – на этот раз действительно старика.



i.png


4 декабря 1820 года в Айзенштадте наконец-то состоялось долгожданное торжественное захоронение великого Гайдна в роскошном склепе при огромном стечении народа.

Вот только через некоторое время Эстергази узнал, что у врачей не было уверенности в том, что и последний череп приходился родным Гайдну.

Однако давать ход сомнениям князю было не резон.

Он ведь лично говорил торжественную речь, уверяя сограждан, что их великий соотечественник наконец-то упокоится с миром.
А выходит – какой же тут мир?!


Памятник Гайдну в ВЕНЕ.JPG

Словом, дело замяли.
Но о детективных скитаниях черепа все же стало известно.

Розенбаум жил недолго.
Перед смертью, покаявшись, он решил замолить грех: завещал ужасную реликвию Венской консерватории.
А исполнителем своей последней воли назначил все того же Непомука.

Но тот решил пренебречь волей покойного друга и оставил череп у себя.
Впрочем, долго сей мерзавец не протянул и оставил своим преемником профессора анатомии Рокитанского.

Врач держать у себя ужасный дар не решился и передал приятелю по фамилии Кундрат. Тот взял, но быстро пришел в ужас, поскольку его замучили кошмары во сне и наяву.

Еще бы – ужасная реликвия мстила.

Кундрат вернул череп Рокитанскому. В 1895 году он и был обнаружен среди имущества скончавшегося профессора.

Нашлись и бумаги, где было указано, какому гениальному владельцу эта страшная находка принадлежит.

Через год сыновья покойного согласились, что держать такую реликвию дома невозможно, и передали ее в Венское общество друзей музыки.

И еще 59 лет череп Гайдна пылился где-то на полках. Только в 1954 году уже при прямом вмешательстве правительства Австрии удалось воссоединить останки Франца Йозефа Гайдна.

Теперь великий композитор покоится в истинной целостности в Айзенштадте.

Да вот незадача: в гробнице теперь лежат два черепа – и тот, с которым его перезахоронили в 1820 году, и тот, что присоединился в 1954 году. Словом, если один из черепов опять потеряется – всегда есть замена.


Книга Е. Коровиной «Великие загадки мира искусства «100 историй о шедеврах мирового искусства»

7.JPG
Бартоломео Беттера. «Натюрморт с музыкальными инструментами» (XVII век)

Первая картинка: Йозеф Гайдн играет в струнном квартете (1790)
Симфоний у Гайдна — более 100. «Детской радостью души» назвал их Гофман.
Гайдн - автор национального гимна Германии.
«Гайдн, чье имя так ярко сверкает в храме гармонии». (Стендаль. «Жизнеописание Гайдна, Моцарта… в письмах»)



Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal