Зимой 1954/55 года Пабло Пикассо воплотил в жизнь заветное желание. Ему было 73 года! И, наконец-то он совершил то, о чем давно мечтал: написал ответ на знаменитых «Алжирских женщин» Эжена Делакруа.
За три месяца Пикассо создал серию из пятнадцати картин маслом, которые сопровождались доброй сотней рисунков и литографий: «Les Femmes d'Alger».
Серия в виде закрытого ансамбля хранилась недолго. Скоро она стала знаменитой.
И есть одна работа, сосредоточенная на одинокой фигуре в гризайле, которую можно прочитать как умирающую жену художника.
Она сидит со скрещенными ногами и держит кальян. Ее локоны закручиваются под головным покрывалом, а соски удваиваются, как глаза совы, раскинувшиеся на ее груди, как тисненый нагрудник воина.
Для многих сова скорее символ смерти, чем мудрости. Примечательно, что эта призрачная фигура была нарисована за два дня до того, как покинутая жена Пикассо, Ольга Хохлова, умерла от рака в Каннах.
Пикассо не приехал к умирающей Ольге, как ни просил их сын. Не приехал и на похороны. Он вообще был безжалостен к ней. И даже к общей внучке, которую едва пускали на порог. Но эта картина проникнута щемящей грустью. И в других версиях романтический облик женщины удивительно похож на Ольгу.
Как исполнительница русских балетов Сергея Дягилева, Хохлова носила множество костюмов; и была сфотографирована в похожей одежде в 1916 году.
В «Версии L» Пикассо сделал ее королевской главной героиней, возможно, завершив главу своей жизни.
Journal information