tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Пигмалион и Галатея: миф о творении и любви к своему творению

henry-howard-love-animating-galatea-painting.jpg

Интересно, есть ли ответ у психологов, почему Пигмалион влюбился в статую? Да и еще в свою собственную?
История из самых популярных мифов. Мы все ее знаем, да? Но в древности она был несколько иной.
Это интересный момент:

Все древние авторы, включая Овидия, игнорируют имя Галатея.



Ecv6MsWXkAURd0O.jpg
Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музей Бирмингема


Просто Пигмалион и Образ. Художник влюбился в Образ. Оживил Образ.

Первое упоминание имени Галатея появляется в драматическом произведении Жан-Жака Руссо «Пигмалион» в 1770 году. С тех пор это имя стало мейнстримом.

Но почему именно Галатея? Да просто имя звучало для ушей знакомо древним. Тогда был хорошо известен древнегреческий миф о Галатее и Полифеме.


2.JPG
Сердечные желания, Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музей Бирмингема.

А вот вам другой, не менее интересный момент:
В «Метаморфозах» Овидия все начинается с другого мифа; из Пропоитидов.

Пропоитиды были девушками, жившими на Кипре. Они не признавали Венеру богиней. В ярости Венера их наказала, сделав первыми проститутками в истории. В этой истории полно женоненавистничества, однако.

И у Овидия это прелюдия.
Киприот Пигмалион, увидев аморальный образ жизни Пропоитидов, был потрясен. С отвращением он решил устроить жизнь без женщин.

Но, по-видимому, не очень-то получалось). Женщина была и голове и в душе.

Тогда он взялся за инструмент и воплотил свои грёзы в произведение искусства.


Идеальная женщина Пигмалиона была сделана из белоснежной слоновой кости. Пропорции были идеальными. Ни одна женщина в реальной жизни не могла приблизиться к красоте творения Пигмалиона.


732px-Pygmalion_and_Galatea_MET_DP-13618-003.jpg
Пигмалион и Галатея, Огюст Роден, 1908–1909, Музей Метрополитен


Статуя была сделана настолько хороша, что кто-то легко мог принять ее за настоящую женщину.

(И опять же, ни один античный автор не называет статую Галатеей).



1.JPG
Божественные огни, Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музей Бирмингема.
Очень быстро Пигмалион стал одержим своим творением. Галатея была не просто красивой, она оказалась совершенной.
В отличие от Пропоитидов, она не могла заниматься проституцией.

Пигмалион был влюблен. Конечно, Галатея была неодушевленным существом, но это не помешало Пигмалиону испытывать к ней большую привязанность и относиться к ней как к своей жене.
По ходу дела скульптор начал обманывать себя, полагая, что Галатея - настоящая женщина:


«Он поднимает обе руки, чтобы почувствовать работу, и задается вопросом, может ли это быть слоновая кость, потому что она кажется ему более настоящей плотью - его разум отказывается воспринимать это как слоновую кость, он целует ее и чувствует, что его поцелуи возвращаются.

И, говоря о любви, ласкает ее любящими руками, которые, кажется, производят впечатление, на части, которых они касаются, настолько настоящими, что он боится, что может поранить

ее своим нетерпеливым нажимом».


EcwbvzhXsAYhLOH.jpg
Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музеи Бирмингема

Более того, он начал приносить статуе ценные подарки, чтобы доставить ей удовольствие, как если бы он делал это с настоящей женщиной.

Он также одел Галатею в одежду и украшения, хотя, как утверждает Овидий, голая она выглядела красивее.


Наконец, Пигмалион положил свое творение на кровать с подушками и дорогими простынями.


pigma.jpg
Пигмалион молится Венере, просит оживить его статую, Жан-Батист барон Реньо, 1786, Версаль

В день праздника Венеры Пигмалион сделал подношение богине и, стоя у алтаря, прошептал:
«Если это правда,
о Боги, что вы можете дать все, я молюсь,
чтобы моя жена была […]
такой же, как моя Статуя».
Венера услышала желание Пигмалиона и трижды заставила пламя вспыхнуть в знак того, что ей все  понятно.
Пигмалион пошел домой и привычно поцеловал статую. Но тут случилось чудо: губы ответили на поцелуй!!!!
Очарованный Пигмалион снова поцеловал Галатею и коснулся ее груди рукой.
Там, где он прикосался, слоновая кость теплела.
С каждым новым прикосновением и поцелуем Галатея становилась все меньше и меньше статуей, пока наконец она не стала совсем живой!!!


Пигмалиона и Галатею поженила сама Венера.

От их брака родился Пафос, в честь которого и получил свое название город Пафос.



Натюрморт с виноградом и птицей, Антонио Леонелли (да Кревалькор), ок. 1500–1510.jpg
Натюрморт с виноградом и птицей, Антонио Леонелли (да Кревалькор), ок. 1500–1510, Метрополитен-музей.
Миф о Пигмалионе и Галатее прекрасно отражает одну из основных целей древнего искусства – мимесис (подражание) природе.
Это погоня за реальностью стало навязчивой идеей для древних художников. Зевксис написал виноград, настолько реалистичный, что птицы пытались его клюнуть.

А еще для древних всё было живым. Деревья и реки, моря и камни. Ну, анимизм — вера в одушевлённость природы, и сегодня можно встретить.

tumblr_pw6z94Ut5K1xgxaoio1_1280.jpg
Пигмалион и Галатея, Жан-Леон Жером, 1890, частное собрание




Tags: искусство, мифы древней Греции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal