Когда Элизабет Сирани скончалась, ее отнесли в часовню Розария в Болонье.
Это было массовое излияние горя в обществе.
Её любили - Элизабет учила живописи женщин.
И вдруг неожиданно умерла в 27 лет при загадочных обстоятельствах.
«….Доминиканская церковь была переполнена и украшена, как на похоронах князя. Столбы обтянуты соболью тканью с золотой бахромой. Там были позолоченные венки, качающиеся лампы и щиты с разнообразными девизами, эмблемами и символами, среди которых один, который привлек особое внимание, - изображение плодоносного дерева с топором, приложенным к стволу, увенчанное словами: : «Invida Manus». - Лаура Рэгг, Болонские художницы, 1907 г.
Народ горевал и … распространял слух: Элизабет отравили! Завистники? Отвергнутый любовник? Служанка? Семья заставляла её перерабатывать? Они ведь сидели у нее на шее – родители, сестры. У всех были свои версии.
Была и у отца.
Он считал, что это служанка отравила Элизабет. Уволенная за два дня до смерти девушки, и суд поэтому оправдал её.
Граф Чезаре Мальвазии, покровитель искусств и автор книги по истории искусства XVI века «Фельсина Питтрис», считал, что Сирани убили из профессиональной ревности.
Зависть, интриги, недобрые слухи давно витали вокруг Элизабет.
Её обвинили в том, что она не могла создать столько картин за столь короткое время. Что ей кто-то помогает, а она приписывает авторство себе.
Тогда Сирани пригласила людей в студию, и показала с какой скоростью она рисовала. И потом часто работала на публике.
Элизабет Сирани верила в то, что «простая жизнь и высокое мышление» работают быстро, с большой точностью и сосредоточенностью.
К 24 годам ей приписывают более 90 работ, а после за три года она создаст еще более 80.
Элизабет учила рисованию более десятка женщин, в том числе и своего заклятого врага Джиневру Кантофоли.
Многие мужчины по уши были в нее влюблены.
Она была хороша собой и лишена тщеславия, в высшей степени привлекательна и совершенно добродетельна.
Элизабет родилась в эпоху шелков и бархата.
Ее отец, Джованни Андреа Сирани (1610–1670), был ее первым учителем.
К семнадцати годам Сирани уже работала профессиональным художником.
И, как сказано выше, стала содержать свою семью.
Работала чудовищно много, перерабатывала, и несмотря на красоту и мягкий нрав, не вышла замуж.
Поговаривали – опять же слухи, а болонцы обожали сплетни, что ей выйти замуж запрещал отец.
Это абсолютно нетипично для того времени.
И вот в 1665 г Элизабет коснулся таинственный недуг.
Боль в животе, которая «прошла сама собой без помощи каких-либо лекарств».
Это было началом быстрой перемены в поведении молодой женщины, которая худела и впадала в депрессию.
Боль стала частой и интенсивной, пальцы побагровели, и, наконец, она приняла причастие от местного священника и умерла.
После патологоанатомического исследования семейный врач доктор Галлерати заявил, что ее смерть наступила в результате действия «едкого яда».
У всех, кто знал Элизабетту, была своя теория о ее смерти: ее отец обвинял горничную, которую предали суду, Карло Мальвазия подозревал отвергнутого любовника, а в последнее время историки, изучавшие симптомы, приведшие к ее смерти, обвиняли перитонит - менее драматичная теория, но более реальная.
Из 200 картин, которые она написала, именно «Месть Тимокли» захватила очарованием наш современный взгляд. Кажется, через века она определенно говорит: «Не терпите насилие! Вы можете бороться за себя»!
Тимоклея, 335 год до н. Э. Армия Александра Македонского вторгается в Фивы и поджигает город.
Фракийцы ворвались в богатый дом мудрой, уважаемой и очень красивой женщины, сестры храброго полководца, погибшего в бою.
Солдаты вели себя как звери, командир избил женщину и изнасиловал ее, а затем заставил ее показать ему семейные сокровища. Она и показала. Привела насильника к колодцу в саду, где, по ее словам, спрятала все драгоценности.
Когда командир потянулся, чтобы заглянуть внутрь, Тимокли втолкнула его и забросала камнями.
Её, конечно, схватили, но было поздно – урода она уже убила.
Когда ее привели в цепях к самому Александру Македонскому, она предстала с высоко поднятой головой и гордым взглядом, настолько, что это произвело впечатление на царя Македонии.
«Кто ты»? - спросил он.
Женщина ответила спокойным и гордым тоном: «Я сестра храброго Феагена, павшего в Херонеи, защищая свободу Греции».
Александр был поражен храбростью Тимокли и решил помиловать женщину и ее детей.
Картина написана Элизабет Сирани (1630-1665) и выставлена в музее Каподимонте.
Сирани часто сравнивают с Джентилески, которая старше ее на несколько десятков лет.
Однако Сирани не изображает своих женщин в тисках неистовой ярости, какие бы насильственные действия они ни совершали.
Это их диссонирующая безмятежность, которая очаровывает и тревожит, они наблюдают за своими жертвами, испытывающими ужас перед неотвратимостью - с оттенком презрения.
В 1994 году кратер на планете Венера был назван в честь Сирани.
Картина Сирани «Богородица с младенцем» 1663 года была выбрана для серии рождественских праздничных марок Почтовой службы США в октябре 1994 года.
Journal information