tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

«Истина»: когда она вышла из колодца?

mersontruth.jpg


В самом конце 19 века в Салон хлынула волна картин, изображающих Истину как обнаженную женщину, поднимающейся из колодца. Они пришли из ниоткуда, были популярны около десяти лет, а затем интерес к ним исчез.

Но если оглянуться на 200-300 лет назад, в пору расцвета аллегорий, можно увидеть множество картин Истины в других обличьях.
Однако вряд ли кто-нибудь тогда изображал ее обнаженной и поднимающейся из колодца.
Обычно увлеченность темой объясняют делом Дрейфуса, которое разъедало политику во Франции между 1894 и 1906 годами.


Альфред Дрейфус был осужден за государственную измену в декабре 1894 года за передачу французских военных секретов Германии и был заключен в печально известную исправительную колонию «Остров Дьявола» во Французской Гвиане, из которой немногие возвращались живыми, а если кто и возвращался, то насквозь больным и обреченным.

Дальнейшее расследование в 1896 г выявило другого армейского офицера.
Однако новые доказательства скрыли.

Были предприняты неуклюжие попытки обвинить Дрейфуса в дополнительных преступлениях.

Франция разделилась в поддержке Дрейфуса, и Эмиль Золя опубликовал свою печально известную статью J'accuse! в 1898 году, в результате чего он был фактически выслан в Великобританию на год.

Хотя дело Дрейфуса было связано с истиной и ее сокрытием, оно не имело ничего общего с обнаженными женщинами, вылезающими из колодцев.


gerometruthwell.jpg
Жан-Леон Жером, 1824 г. - 1904 г.
Истина, исходящая из ее колодца

А «Истина» Жерома вряд ли была связана с делом Дрейфуса.

В этой странной, захватывающей картине смысл повествования Жерома неоднозначен.

На денотативном уровне полотно - дословный перевод высказывания греческого философа Демокрита: «Истина лежит на дне колодца».

Однако директор национального музея Эжена Делакруа Доминик де Фон-Рео предположил, что Истина олицетворяет превосходство его реалистического стиля и его стремление к точности в живописи.

Это правда, что работа не была встречена с такой помпой, как некоторые из ранних работ Жерома.

Тем не менее, она остается актуальной сегодня как как символ женского гнева.



Эдуард Деба-Понсан.jpg

Эдуард Деба-Понсан (1847–1913), Nec mergitur, или Правда, выходящая из колодца (1898)


Поль-Жак-Эме Бодри.jpg

Поль-Жак-Эме Бодри (1828–1886), Истина (около 1879)

Люк-Оливье Мерсон.jpg

Люк-Оливье Мерсон, Истина, 1901



Аннибале Карраччи.jpg

Аннибале Карраччи (1560–1609), Аллегория истины и времени (1584)

Интересно, что первое зарегистрированное появление фразы «голая правда» произошло через год после картины Карраччи (1585).

Все это очень далеко от дела Дрефуса, за исключением, пожалуй, сообщения о том, что все хорошо, что хорошо кончается.


И то, что со временем правда откроется.


Жюль Лефевр.jpg

Жюль Лефевр (1834–1912), Правда (1870)



Tags: искусство, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal