Завожу новую рубрику: картины со скандалом. Кстати, поскольку Салон был главным явлением в искусстве, именно там и происходили эти памятные истории. В абсолютном большинстве шум вызывали новаторские произведения). Вот «Смерть Сарданапала I». Эжен Делакруа выставил его в Салоне Лувра в 1827—1828 и получил гнев критиков. Их возмутила жестокость и отказ от прекрасного, которое тогда торжествовало на полотнах Энгра.
Делакруа обвинили в эротомании и смаковании жестокости.
Но кажется, Делакруа и хотел вызвать шок у зрителя – всё написано в ярких, густых тонах!
Досталось ему и за ошибки в перспективе и за хаос на переднем плане.
Но и это было намеренным ходом, увеличивающим впечатление от композиции.
Делакруа вдохновили Байрон и маркиз де Сад, чьи книги активно печатались во Франции в начале XIX века.
От де Сада контрабандой на полотно прокралось упоительная смесь сладострастия и смерти, обостренные ощущения и самые прекрасные в живописи XIX века женские спины.
Биографы говорят, что Делакруа не любил вспоминать об этой картине в зрелом возрасте.
И да, ему самому удастся превзойти «Сарданапала» не скоро.
Ну, вот. Теперь, как обычно, легенда, легшая в основу картины.
Она про ассирийского царя, он был знаменит своим распутством, равнодушием к делам страны, и довел её до восстания.
После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин.
Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.
В канонической истории Сарданапала, ни у Байрона, ни у древних историков, ничего не говорилось об убийстве жен, слуг и лошадей.
Царь-сибарит (это он изобрел пуховую перину) просто попросил уничтожить все, что доставляло ему удовольствие при жизни.
Представьте себе Салон того времени – там, в центре зала, висит «Апофеоз Гомера» Энгра и вызывает море восторгов.
Абсолютно глянцевое и статичное изображение.
И вдруг – фантасмагория Делакруа! Ужас-ужас….
Делакруа в «Сарданапале» совершил переворот:
Сочетание ярких, насыщенных красок, создает настолько страстную и страшную картину, что художник впал в немилость и был лишен государственных заказов.
Немилость продлилась всего три года – до Июльской революции.
Благо, правительство во Франции в XIX веке менялось чаще, чем художественные принципы.
И шедевр занял свое заслуженное место в парижском Лувре.
Journal information