
В эпоху Возрождения было не так много женщин, способных стать успешными художниками. Вероятно, их могло быть больше, но общество не давало им свободы творить и работать. Немногие оказались настолько таланливы, что преодолели все – и остались в истории на века. Лавиния Фонтана (1552-1614) определенно была одной из тех немногих.

Лавиния Фонтана, художница-маньеристка, знаменитая своими портретами, а также чувственностью и утонченным вкусом своих картин.
Фактически, она, кажется, была первой женщиной, которая сделала успешную карьеру в мире искусства, не имея связи с судом или монастырем.
Ее учил профессии отец, Просперо Фонтана, который был очень уважаемым художником в Болонье.
А она была единственным ребенком, и рисование тогда было во многом семейным бизнесом.
Дочь проявила сильные способности так рано, что к 13 годам она, возможно, давала большую часть дохода для семьи.

Папа Григорий XIII тоже заказывал свои портреты у нее.
Источники говорят, что за многие ее портреты «щедро платили», что, безусловно, звучит как история успеха.
А в 1603 году другой папа - Климент VIII пригласил ее переехать в Рим и писать папские портреты.
Лавиния писала для окружения папского двора, то есть для римской знати, особенно дам-принцесс, а также многих принцев и кардиналов.
Так что ее прозвали «Папской художницей».

Знатные дамы были ее покровительницами.

Ранняя работа, масло на меди – весьма дорогостоящая и технически сложная. Такое мог заказать только богатый чел.

Портрет Бьянки дельи Утили Мазелли с шестью ее детьми (1604-1605)
Находясь в Риме, она написала замечательный семейный портрет Бьянки дельи Утили Мазелли с шестью детьми. Бьянка потом умерла через пару месяцев.
Как и на большинстве ее портретов, болонка была признаком верности, а изображение одежды Фонтаны было изысканным.

Она, конечно, писала религиозные произведения; получала заказы на роспись алтарей -а это необычно для художницы того времени.
Еще более необычно то, что она рисовала исторические картины.
Но ни то, ни другое не так примечательно, как обнаженные фигуры, которые были на века запрещены женщинам-художницам от слова совсем.
И тем не менее, вот. Несколько чудесных картин.
В 25 лет она получила предложение руки и сердца от художника Джован Паоло Заппи из Имолы, сына богатого купца.
Лавиния приняла предложение с условием – он будет ей помогать.
Заппи согласился.
Получился брак по любви и прямо как в современной жизни - Фонтана рисовала, а ее муж помогал ей в работе - он рисовал драпировки и воспитывал их 11 детей.
Нарожав столько человек, Лавиния еще и получила докторскую степень в Болонском университете, и стала членом Римской академии.
Последнее десятилетие своей жизни Фрнтана жила и работала в Риме, где ее так высоко ценили, что в ее честь была вылеплена красивая бронзовая медаль.

Среди произведений последних лет в Риме она нарисовала по крайней мере две версии "Одежды Минервы".

На картине богиня, надевая мантию, сурово смотрит на зрителя.
Это последняя работа, написанная перед смертью. В ней весь независимый характер Фонтаны.

Не менее увлекательна и предыдущая версия обнаженной Минервы, сделанная в 1604–1605 годах.
Здесь богиня более чувственная. Она нежна в своей прозрачной вуали, сотканной тонкими золотыми нитями и красными бантами, которые не скрывают роскошные формы богини.
Такую же чувственность можно увидеть в Марсе и Венере (1595 ), где бог касается задницы богини, которая поворачивается к публике.

Фонтана была талантливейшей художницей и незаурядным человеком. Она нарушала гендерные нормы своего времени направо и налево. Женщинам запрещено писать обнаженку – Лавиния ее писала. Она должна была помогать мужу (в лучшем случае) – муж помогал ей. Воспитывать детей? Ну так и это делал муж.
Journal information