
Баллада Эпоны. Радость жизни
Франтишек Купка …. Недооцененный художник. Он интересный и оказавший влияние на развитие искусства. Да еще и в его биографии много загадочного.
Ребенком 13-ти лет его отдали в обучение к седельному мастеру. А тот обучил его и спиритизму – уж не знаю, какого сложного постижения потребовала эта наука.
Но с тех пор – читайте – с детских лет Купка всю жизнь интересовался связями с потусторонним миром и продолжал проводить спиритические сеансы, где бы он ни жил - в Австрии или во Франции.
Потом он поступил в Академию художеств в Вене, там его преподавателем был Карл Вильгельм Дифенбах, натурист, пацифист и организатор коммуны Химмельхоф, участники которой жили в соответствии с разработанными Дифенбахом правилами.
Купка пожил какое-то время в коммуне.

Осеннее солнце, три богини

Большая обнаженная натура, 1910

Деньги
Ну, потусторонние силы или случайные совпадения, он почему-то всегда оказывался в нужное время в нужном месте.
Уже переехав во Францию, он поселился на Монмартре, на улице Коленкур, и соседом его оказался Жак Вийон, старший брат Марселя Дюшана.
Когда в 1906 году Купка перебирается в Пюто, пригород Парижа, где он проживёт до конца жизни, именно там образуется Группа Пюто («Золотое сечение»), в которую входили Франсис Пикабиа и Фернан Леже, Альбе Глез и Жан Метценже, Марсель Дюшан и тот же Жак Вийон, на квартире которого и собирались художники. И вновь Вийон оказывается соседом Купки.

Именно работа Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (1912), раскритикованная участниками группы, оказала сильное влияние на Купку и стала толчком к созданию его поворотной, ключевой работы «Аморфа. Фуга в двух цветах», представленной в том же 1912 году на Осеннем салоне в Париже. Разумеется, картина Купки, ставшая первой абстрактной работой, показанной на публике, также была раскритикована.

Библиоман
А первой работой, выставленной в парижском Салоне в 1899 году, стал «Библиоман», выполненный на грани импрессионизма и символизма. Но символизм был только началом пути Купки, потом он нашел свой стиль и больше от него не отступал.

Клавиши фортепиано (Озеро)
В своих абстрактных работах Купка создавал новые Вселенные, новые миры. Он считал, что задача мастера — пытаться отыскать в вещественном мире зримые аналоги иной, более важной, реальности. И эта реальность не была вещественной.

Желтые вертикали
Journal information