«Какие-то духи овладевают мною и заставляют делать то, чего я не хотел»
Летом 1844 года в госпиталь для умалишенных уголовных преступников поступил 27-летний Ричард Дадд. Его арестовали неподалеку от Парижа в Фонтенебло, когда он набросился с ножом на пассажира дилижанса, следовавшего из Кале в столицу. На допросе в префектуре Дадд заявил через переводчика, что едет в Вену, чтобы убить там австрийского императора.
Безо всякого давления со стороны он сказал, что 28 августа 1843 года убил в лесу своего отца, лорда Дарнли. Решили проверить состояния его умственных способностей, - и всё ….
На этом свобода Ричарда Дадда закончилась. Его перевели в приют для умалишенных, а потом отправили в Англию.
Ричард Дадд родился в 1817 в небольшом городе Чатэм. Его дед по отцу был отличным плотником, а родители владели аптекой.
Когда ему исполнилось 20 лет, его отец переехал в Лондон, открыв в столице мастерскую резьбы по дереву.
Юноша унаследовал художественные склонности отца и вскоре о нем заговорили как о выдающемся таланте, обладающем усидчивостью и трудолюбием.
В 25 сэр Томас Филлипс пригласил молодого художника принять участие в экспедиции на Ближний Восток и Египет. Путешествие оказалось долгим и трудным.
Молодой человек прибыл на берега Нила уже эмоционально истощенным.
Он писал своему другу У. Фриту: «Я часто лежу без сна среди ночи, при этом мое воображение переполнено такими дикими видениями, что мне самому становится страшно за свое душевное здоровье и благополучие». Неизгладимое впечатление на Ричарда произвело посещение «города мертвых».
Именно после этого ему стало казаться, что власть над ним захватил могущественный Осирис.
Его стали одолевать видения дьяволов и монстров.
В конце концов, Ричард был вынужден покинуть группу и возвратился в Лондон.
Врачи поставили диагноз «солнечный удар».
Дома он поразил близких замкнутостью. Он стал непредсказуемым в своем поведении и весьма эксцентричных поступках.
Например, он зачем-то держал в своей комнате целый склад яиц — целых 300 штук.
Отец, конечно, догадывался, что происходит с сыном, но скрывал ото всех.
В августе 1843 отец и сын приехали в родной Чатэм и пошли смотреть на маневры местного полка.
Там и произошло непоправимое.
Дадд уже давно думал, что его отец дьявол.
А дьяволов надо уничтожать.
И сын напал на отца и перерезал горло.
Тело Роберта Дадда было найдено ранним утром.
Ричарду Дадду оставалась одна реальность: Бедлам.
Там он и провел 43 года - до конца жизни. И в Бедламе он создал поразительные работы. Те самые, которые теперь хранятся в престижных музеях.
«Спящая Титания», Ричард Дадд, 1841г. Холст, масло. Лувр, Париж
Самая известная из ранних картин английского художника Ричарда Дадда воспринимается современными искусствоведами как начало формирования направления викторианской сказочной живописи.
«Картина иллюстрирует Aкт II пьесы УШекспира «Сон в летнюю ночь».
Лес. Титания раздала поручения своим слугам («Составьте хоровод и пойте песни, потом на треть минуты удалитесь»), после чего приказывала им убаюкать себя.
Алый цветок «Любовь в праздности», в который когда-то попала стрела Купидона, обладает волшебными свойствами. Если смазать им веки спящего, то первый, кого он увидит, когда откроет глаза, станет его любимым.
У Дадда Оберон находится в тени пещеры, поджидая, когда Титания останется одна.
«Спящая Титания» и «Пак» были двумя картинами, которые позволили Дадду создать себе репутацию «художника фей».
Центральная часть композиции как спираль (или улитка), состоящая из существ небольшого размера, играющих на причудливых музыкальных инструментах, несколько наклонённая к поверхности плоскости картины, летучие мыши образуют арку над ней, справа — пещера, вдаль по тропе уходит вереница танцующих эльфов.
Искусствоведы отмечают, что группа танцоров движется вниз с холма, что создаёт немного пугающее чувство, будто они движутся в пустоту другого измерения. Их удивление вызывают грибы-поганки, в большом количестве находящиеся на переднем плане у ног Титании и её подруг.
Как и в других сказочных картинах художника, здесь создан автономный микромир, существующий исключительно на своих собственных условиях и в своём собственном контексте.
Хотя композиция картины принадлежит самому художнику, элементы её Дадд заимствовал из нескольких различных источников. Базовая структура (с основной группой на фоне пещеры) позаимствована из картины английского художника Даниэла Маклиса «Выбор Геркулеса», который использовал её достаточно часто и в других своих работах. Обрамление в форме дуги маленьких сверхъестественных существ происходит от спирали путти в этой картине. За эту картину Маклис получил золотую медаль за историческую живопись в Королевской академии живописи».
В настоящее время находится в коллекции Лувра. Приобретена в 1997 году.
Journal information