
Кажется, что тонкая красная линия связала разрушительные пандемии и народные восстания.
Да, народ искал тогда могущественные фигуры, которых можно было бы обвинить в ужасных событиях.
Тогда и … потом, на протяжении всей истории.

Мрачные сюжеты под названиями «Пляска смерти» и «Триумф смерти» появлялись у художников во время жуткой пандемии чумы, которая случилась в XIV веке.
Произведение Брейгеля стало самым известным примером такого сюжета в искусстве.
Изоляция влечет за собой экономические и социальные последствия, которые трудно проглотить.
Мы чувствуем себя угнетенными, иногда выражаем свое несогласие, которое в некоторых случаях перерастает в открытый бунт.
Вся история бунтов во время пандемий может показаться описанием сегодняшних событий во время эпидемии Covid-19 в этот наш неудачный високосный 2020 год.

Во время Черной смерти в Англии в 1381 году - крестьянские восстания.
Искра, которая разожгла восстание, — это попытка 1381 года собрать задолжнность по налогам (подушный налог, самый несправедливый из всех).
Крестьяне требуют прекращения рабства, ремесленники требуют снижения налогов, и даже некоторые чиновники присоединяются к восстанию.

После некоторых очевидных уступок (отмена крепостного права), гарантированных королем Ричардом II просто для того, чтобы выиграть время, восстание подавлено убийством харизматичного лидера повстанцев Уота Тайлера, а позже казнями лидеров повстанцев.
Все как обычно: государь не выполняет данные (и даже подписанные) обещания.

В 1578 году чума вновь в Европе, она поразила Лондон, где королева Елизавета I немедленно решила немедленно объявить карантин.
Мера не понравилась:
«В народной сказке карантин и изоляция описывались как личное наказание, а не как правильное решение ради спасения подданных».

Пандемия была долгой, и в 1595 г в Лондоне вспыхнуло «восстание учеников»: тысяча учеников протестуют против плохих условий, в которых они живут, из-за роста цен на продукты и, в конечном итоге, из-за жадности бизнеса, медиков и политиков.

Памятник - конная статуя Николая I работы П. К. Клодта. Император изображён в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. И 4 барельефа (три из них работы Н. А. Ромазанова, один — Р. К. Залемана).
В 1826—1828 годах в мир пришла холера. Это был кошмар.
В России начались Холерные бунты.
Причины — недовольство введённым правительством запретом передвижений (карантинами) и слухи о том, что лекари и чиновники намеренно травят простой люд.
В империи за два года переболело холерой 534 тысячи жителей, умерло 230 тысяч.

В общем, пандемию можно считать спусковым крючком восстания против социальной и экономической несправедливости.
Но – внимание: даже если эти протесты заканчиваются кровью, все равно ничего не меняется в социальном и политическом устройстве данного времени.
Горький урок для беларусов, так активно сегодня бунтующих.
И вообще, для всех, кто надеется на глобальные перемены к лучшему после Covid-19 – для французов, американцев, поляков. Там сегодня растет напряжение.
История говорит, что бунты и пандемии связаны, но бесполезны.
Journal information