
Вспомните большинство прочитанного, ведь факт, что описания еды полно в литературе. Рассказы о застольях, завтраки в постель, просто завтраки, яичница, бекон, баранина, бобы …. Приглашения к обеду. Помните Портоса? Как он обедал у г-жи Кокнар?
«После супа служанка подала вареную курицу - роскошь, при виде которой глаза у всех присутствующих чуть не вылезли на лоб.
- Сразу видно, что вы любите ваших родственников, госпожа Кокнар, - сказал прокурор с трагической улыбкой. - Нет сомнения, что всем этим мы обязаны только вашему кузену.
Бедная курица была худа и покрыта той толстой и щетинистой кожей, которую, несмотря на все усилия, не могут пробить никакие кости; должно быть, ее долго искали, пока наконец не нашли на насесте, где она спряталась, чтобы спокойно умереть от старости.
"Черт возьми! - подумал Портос. - Как это грустно! Я уважаю старость, но не в вареном и не в жареном виде".»
Ну еще бы 😊, ведь сам Дюма был страстный гурман.

Сказки тоже усеяны продуктами: супами или тушеными блюдами, или даже символическими - сочными фруктами.
И вообще – можно случайно съесть «заколдованную» пищу.
Это феи, гномы или другие потусторонние существа бедокурят - они знают, чем воздействовавать на человека.

Например, поэт Кристина Россетти в 1862 году написала «Гоблинский рынок», стихотворение о двух сестрах и гоблинах; одной из двух сестер был продан (за прядь волос и слезу) фрукт, который свел ее с ума от желания иметь больше.

Она испытывает большие страдания.
Ее сестра возвращается к гоблинам, чтобы получить еще один фрукт, который избавит сестру от страданий.
Злобные твари нападают на нее, пытаясь заставить ее проглотить дьявольский плод, но ей удается одолеть их.
Вся обмазанная фруктовым соком, она возвращается домой к своей больной сестре и спасает ее.

Романтик Джон Китс написал стихотворение «Прекрасная безжалостная дама» La Belle Dame sans Merci 1893 (оригинальное название стихотворения Алена Шартье 15 в), в котором рассказывается о молодом рыцаре, «заколдованном» феей, которая говорит, что любит его.
Ему предложили «корни приправы сладкой». Его накормили, околдовали и усыпили, потом рыцарь просыпается и видит, что девушки нет, как и не было, она исчезла, оставив его одиноким и полным любви.

О Прозерпине, съевшей волшебный гранат, привязавший ее к подземному миру и мужу, вы, надеюсь, помните.

Любил описывать блюда и Дж. Р. Р. Толкиен.
Он придавал еде в своих работах большое значение, может быть, потому что пережил голод во время Первой мировой войны.
В «Властелине колец» Толкиена есть описание райской деревни хоббитов; это земля, незагрязненная ветрами войны и ужасающими существами, там море цветов и полно еды, и постоянно празднуют что-то хоббиты.
А вот какую роль в комфорте играла еда в представлении Толкиена.
В безвыходной ситуации Фродо и Сэм в сопровождении Голлума оказываются в Землях Мордора, недалеко от Роковой горы.
И Сэм беспокоится о том, чтобы приправить рагу из кролика несколькими листьями шалфея, на мгновение мысленно убегая в сладкие дни в Шире.
Толкиен привлекал читателя; слух, зрение и вкус стимулировал до такой степени, что люди почти осязаемо попадали в его сказку.

Также обстоят дела и с фэнтезийной сагой GRR Мартина «Игра престолов», с ее грубым изображением смерти и вражды между далекими царствами, но и с постоянным присутствием еды.
Есть там восхитительные лимонные тарталетки, любимый десерт Сансы Старк.
Делаем вывод, что еда - излюбленный элемент литературы, — это призыв к реальным и приятным ощущениям, погружение в царство фантастики, мира иногда далеко не очаровательного, но часто полного битв и смерти.
Лимонные тарталетки, восхитительные кремы, тушеное мясо и сладкие фрукты — не что иное, как немного реальности во вселенных за пределами всякой логики.
И, возможно, еда, вызывающая тысячи воспоминаний и ощущений, - настоящее заклинание, позволяющее окунуться в фантастический мир.

Немного реальности, художники тоже не обходят вниманием тему еды 😊


Journal information