tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

От проститутки-ребенка до изящных искусств: Пан Юйлян - душа, преследуемая живописью

Снимок.JPG

Она должна была быть Матиссом Китая.

Некоторые художники рисуют по клеточкам. Ну, так, получается формальность - вы не видите, не чувствуете там пульса.
А еще есть те, кто рисует иначе.
Этаким электрическим, живым опытом.
Они заставляют петь портрет и дрожать натюрморт.
Пань Юйлян была одной из них, хотя ее и не упомянули в ваших учебниках истории искусств.




Снимок1111.jpg


Было время в престижном художественном музее Помпиду в Париже, когда ее работы хранились в архивах в категории «неизвестные художники».
Она отсутствует и в истории китайского искусства 20-го века после 1949 года.


Но в 1930-х годах эта китайская художница, бывшая проститутка – уже за одно это ее постарались тщательно забыть, была видной фигурой на арт-сцене.


aea5f29a6a6cc9e084fb3f16e70339d1.jpg



Screen-Shot-2020-09-30-at-19.08.52-scaled-930x306.jpg


У нее был еще один грешок с точки зрения Китая - она соблазняла своими европейскими пейзажами и обнаженными портретами, что в то время считалось незаконным – надо было писать в традиционном китайском стиле.

Но художница пересекла западный и восточный мир искусства и стала одним из первых художников-модернистов Китая.



7962fe49aa964b48b0150224d6825877.jpeg


Ребенком она осиротела, и дядя, игрок, обманом заманил ее в Уху и продал в публичный дом, получив за ее детство и невинность неплохие деньги. Ей было 13 лет.

Там она и провела ключевую часть своей юности, называя бордель в Уху своим домом. Это был дом, в котором она много раз пыталась повеситься и где мадам часто и жестоко избивала девочку.


e4a448d810c34d0aa8deb9d9513b35e9.jpeg


Так продолжалось, пока она не встретила красивого и прогрессивного мужчину - важного таможенного чиновника Пан Цзаньхуа.

Друзья устроили банкет в честь его прибытия и пригласили Юйлян обслужить чиновника.

Она спела ему песню: «Не спрашивай, куда идет раб».

Отношения стремительно развивались по драматичному китайскому сценарию, и Пан, очарованный ее незаурядностью (и красотой), купил ей свободу.


7962fe49aa964b48b0150224d68258772222.jpeg

Они поженились, и Юйлян стала его второй женой или наложницей. Это была высокая планка на социальной лестнице.

shuswacarx.jpeg

А в 1917 году они переехали в Шанхай - один из первых портов, открывшихся для международной торговли в 19 веке.

В Шанхае она быстро научилась читать и писать, и была очень благодарна за новую жизнь.
Из благодарности взяла имя мужа, тем самым его прославив в последствии.


И начала рисовать, сначала на уроках у соседки, а затем в Шанхайской художественной академии, довольно радикальной школе.
Здесь опять сыграл роль ее муж.
Он пригласил любителей искусства, показал работы и сказал: «моя жена очень талантлива, любит рисовать и много работает. Я готов направлять ее».


И тут стремление к новаторству, так долго сдерживаемое феодальным устоем, прорвалось. Академия решила принять девушек.
Пан стала выдающейся ученицей.



Screenshot-2020-08-19-at-15.42.39.png


Одно дело рисовать дразнящие натюрморты с фруктами, как Сезанн. Другое дело – рисовать голых девушек, тем более художнице!!
Пан была исключительно хороша и в том, и в другом, вызывала похвалу у преподавателей и возмущала общественность.


pan-yuliang-woman-by-the-window-1940-930x659.jpg

Дошло до того, что критики объявили о моральном и культурном банкротстве директора Пэна Лю Хайсу, назвав его извращенцем «истины и человечности».

Но Пан продолжала иллюстрировать силу, грацию в стиле, сочетающем традиционные китайские туши с мазками западноевропейских художников.

Screenshot-2020-08-19-at-15.45.35.png


Ее картины были чувственными, но никогда не ограничивались исключительно эротическими сценами.
Что-то было в личной близости Пан к наготе, во всей ее уязвимости и силе.

Она не только рисовала женщин для галерей.
Она рисовала женщин для себя.
Она рисовала женщин для тех, кто видит не только внешность женщины.



editorial-body3-1.jpeg


Пан стала первой женщиной в Китае, получившей стипендию для обучения в Европе.
В 1922 году она отправилась в Париж, и потом вернулась в Шанхай с еще более прогрессивными взглядами.
Принятие западных стилей сделало ее фигурой интриг и остракизма в Китае, а еще люди припомнили ей проституцию.


editorial-body1-3.jpeg


Дома ее терзала ревность старшей жены, в мире искусства -враждебность к ней - не только к ее работе - была настолько сильной, что она вернулась в Париж в 1937 году, где стала преподавателем в Школе изящных искусств, хотя и зарабатывала вдвое меньше, чем ее коллеги-мужчины.

b6c1e9fa-d107-4079-94ec-5c4ffcc6a95d_570.jpeg


Ей очень хотелось вернуться в Китай. Но Франция сказала, ее картины – собственность Франции, причем написали они об этом мужу.  На родине взял власть Мао. И Пан осталась.



Screenshot-2020-08-19-at-15.09.01-930x604 (1).png


56_IIAS_81c_Page_1_Image_0001-930x710.jpg



tumblr_p03a0kB3D41ug5xwdo1_400.jpg


На кладбище Монпарнас, где спят многие художники, есть надгробие из черного мрамора с рельефом из белого мрамора.
Под статуей висят десятки разных красивых медалей: справа строка надписей на китайском языке: Могила мирового художника Пан Юйлян (1895-1977).


Пан Юйлян умерла в 1977 году на чердаке в пригороде Парижа, рядом с ней были ожерелье и карманные часы, которые подарил ей муж.

Она оставила после себя около четырех тысяч произведений искусства.


Tags: импрессионисты, искусство, китайские художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →