
Соцреализм в Албании процветал, и, чего и следовало ожидать – в большинстве своем искусство было унылым. Но вот бесспорный шедевр – полотно Спиро Кристо "Дети", рисующие на асфальте винтовку.

Мальчик в пилотке и с красным галстуком, рисует автомат на асфальте. Так и представляется его мама, которая нахлобучила ему пилотку, повязала этот галстук и сказала: теперь ты готов, - иди, гуляй. Картина легко читается.
Смотрите парочку образцов типичного соцреализма, а потом перейдем к любопытному эпизоду.


Коль Идромено (1860-1939)

Но это не по-коммунистически. Они ненавидели религию.
Религия уничтожалась, жестоко и беспощадно. Любая. Он демонизировалась.
И не только в нашем СССР, а везде, где правили коммунисты.

Располагая штаб-квартирой за пределами страны, францисканцы в 1946 году были вынуждены прекратить свою деятельность в Албании, как и иезуиты.
В январе 1947 года в их церкви в Шкодере был обнаружен тайник с оружием и боеприпасами, что привело к жестким репрессиям.
Священники утверждали, что это оружие было подброшено силами безопасности Албании, и заявляли о своей невиновности.
Но им не удалось отстоять себя.
Их уничтожили самым жестоким образом.
Церковь использовалась как кинотеатр и зрительный зал, но в 1990 ее вернули, а через несколько лет служители заказали три новые картины.
Они не были похожи ни на какие другие картины, в любой церкви, любой религии.

Первая называется «Шпифья э Мадхе», что означает «Великая ложь», в которой францисканцы заявляют о своей невиновности, и датируется 1996 годом.
Что интересно в этой картине и один из аспектов, объединяющих первые три, — это влияние стиля соцреализма в изображении образов. Здесь нет мутной воды.
Теперь церковь демонизировала коммунистов.
Поскольку это вечная битва, а коммунисты - антихристы, они буквально агенты Дьявола.
Дьявол (или его ученики) стоят за коммунистами как в прямом, так и в переносном смысле.
Он говорит им в уши, подстрекая их атаковать церковь и ее верных и мирных служителей.
У дьяволов есть рога, хвосты и крылья летучей мыши. Эту группу окружает адский огонь.

Вторая картина изображает атеистический антирелигиозный митинг в городе Скодер.
На транпаранте известная фраза Карла Маркса: «Feja eshtë opium per popullin», «религия — опиум для народа».
Красный транспарант размещен над входом во францисканскую церковь, когда она была преобразована в общественный центр после обнаружения тайника с оружием и наказания преступников.
На белой растяжке лозунг «Борьба с религиозным невежеством» - «Lufte kunder paragjykimeve fetare».

Все написано Шелдией и датировано 1997 годом.
Подпись - «Pavdeksia e fese», который переводится как «религия бессмертна» или «религия никогда не умирает».
Это современные картины, они были выставлены в церкви вскоре после ее повторного освящения, и так оставалось до 2012 года, когда еще две картины того же художника, Шелдии, появились на правой стороне нефа.
Journal information