tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Мученики: чем отличались святые мужчины от святых мучениц

Снимок.JPG


Пол в искусстве — это постоянная тема для разговоров. Художники, обращаясь к мученической смерти святых в искусстве барокко, не изображали равными мужчин и женщин.
17 век, век барокко, был периодом широких социальных, религиозных и художественных изменений по всей Европе.



Снимок.JPG


В течение этого времени художники постоянно бросали вызов устоям и нарушали правила, установленные в эпоху Возрождения.
Искусство барокко стремилось пробудить эмоции, включить театральность. И в глобальном масштабе ему это удавалось.
Возможно поэтому католическая церковь не обращала особенного внимания на эти эксперименты и продолжала покупать у художников работы. Для пропаганды, разумеется.

Изображение святых вызывает благочестие и усиливает влияние церкви в повседневной жизни. Это был сильнейший способ, которым католическая церковь продолжала утверждать папскую власть.
Мученики – люди, отдавшие жизнь за веру, конечно, мощный аргумент. И вот на этом поле начинают происходить интересные вещи.


Мученичество святого Эразма Николая Пуссена , 1628-29, Ватиканские музеи, Ватикан.jpg



Мученики мужского и женского пола, как правило, сильно различаются – не только по половым признакам, что бы вы не подумали 😊.
Мужчин обычно писали в течение определенного времени их мученичества. В качестве альтернативы женщин часто рисовали перед их смертью или после, но как бы физически незатронутыми.
Как вы думаете – почему???

Мученичество святого Филиппа . Художник Джузеп де Рибера и Спагнолетто , 1639, Музей Прадо, Мадрид.jpg


Женщина, готовая пожертвовать собой ради своих убеждений, подобных мужчине, поднимается до высокого уровня.
В до-современном обществе это угрожает мужчинам, которые правят.

Одно архаичное убеждение гласило, что для того, чтобы женщина стала мученицей, «она должна избавиться от своей женственности и трусости, и стать мужественной» и, следовательно, смелой.
Вот это да!  чтобы совершить подвиг, женщина должна стать мужчиной! Психологически!

Как вам такой поворот?
421fc50e2948722a20c50e9b6a9df7f8.jpg

Святая Аполлония Франсиско Зубарана , 1636, Музей Лувра, Париж.jpg

Вот и получается, что концепция изображения женщин во время их мученичества слишком жестока и слишком мужественна.
Это напрямую бросило бы вызов патриархальному правлению и убеждению в исключительности душевных качеств мужчин.
Воспользуемся модным термином - рушило скрепы.


Девушек - святых писали в барокко реже, чем мужчин.

Обычно изображения святых девушек включают в себя пальмовую ветвь - символ ее мученичества.
Святая Аполлония Франсиско де Зубарана держит свой зуб и ветвь - подразумевается, что мученичество уже произошло.
Тем не менее, на ее теле нет следов пыток, удаления зубов, окровавленного рта или смерти.
Без предметов, которые она держит, и ее ореола, среднестатистический человек семнадцатого века не сможет ее опознать.
Такая миленькая девушка – и все, как бы.



Автопортрет в образе Святой Екатерины Александрийской. Артемизия Джентилески, 1615-1717, Национальная галерея, Лондон.jpg


И сами мучения менее наглядны и не такими жестокие, чем у коллег-мужчин. Дескать, ничего особенного, но все же молодцы.


Святая Кристина Больсена , Франческо Фурини , 1635-1645, Музей искусств Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота; Мученичество святой Урсулы Караваджо , 1610…


Некоторые примеры можно увидеть у Караваджо «Мученичество святой Урсулы», Франческо Фурини « Св. Кристина Больсена», Святая Урсула и святая Кристина Больсена были застрелены стрелами.

Великий Караваджо создал композицию с недостаточной напряженностью. И Фурини тоже. У них обе девушки остаются спокойными и собранными, несмотря на их надвигающуюся смерть и продолжающиеся пытки.
Обнаженная грудь святой Кристины и печальное выражение создают немного больше контекста, хотя происходящее неясно.
Ожидается, что вся потенциальная напряженность будет психологической и внутренней, а не физической и внешней.


Гравюра Мученичества святой Сесилии неизвестного художника , 1601 г., Британский музей, Лондон.JPG


А вот св Сесилия. Момент ее смерти. Однако ее лицо отворачивается от зрителя, а маленькая рана на шее служит символом ее мученичества и, как полагают, она была найдена нетленной.
Неподкупность, концепция ее чистоты, как и любой святой женщин, укрепляется.
Даже после смерти она все еще прекрасна и совершенно чиста.
Положение тела – это общее послание представлений о девушках-святых.
Ее рот, который не виден, замолчал.



b885e89e8967e838678f6e2f5f28cf89--st-lucys-caravaggio.jpg

Караваджо, Погребение святой Лючии, 1608 (фрагмент)

По «Золотой легенде», Сент-Люси даровала богатство бедным, в знак благодарности за чудесное исцеление ее матери.
Осужденная за веру, она отказалась отречься, и была приговорена к насилию.
Ее потащили в бордель. Чудесно, но никто не смог ее сдвинуть с того места, где она стояла. Ее зарезали.
А там, где она упала, была построена церковь Санта Лючия аль Сеполькро в Сиракузах.



st-peter.jpg


А что мужчины?
Переживания мучеников мужей физические и внутренние просто изображены.
Караваджо «Распятие святого Петра».

Видите, как Петра связывают и поднимают на перевернутом кресте?
Даже сегодня у зрителя, искушенного интернетом и телевиденьем, картина вызывает чувство страха и сострадания.
Никаких подробностей не пощадил Караваджо. В отличие от женщин-святых, эмоции Петра легко читаются: он страшный, злой и вызывающий.
Мы видим человека, сражающегося до последнего вздоха за то, во что он верит.
Зрителям мучений св мужчины передается совершенно другое послание: будь громким, гордым и кричи в голос любой ценой.



san_serapio.jpg


Вот Зубаран (Ах, как он нравится! Гениальный художник)

«Мученичество святого Серапиона»

В отличие от картин про его коллег женщин, то, что происходит, до боли ясно.
Это святой человек, замученный до смерти - как видно по его одежде и позе.
Нет никакой неопределенности относительно того, что произойдет: он умрет, если еще не мертв.
И зрители прямо наблюдают за этим.

А с в картинах с женщинами просто подсказка – она святая, она чиста, она верна, и не отступилась от веры.



555.jpg

Вернемся к начальному утверждению: смысл совершенно иной.

Приравнивать мужчин к женщинам - идея, которую католицизм XVII века абсолютно отрицал.

Искусство барокко стало важной частью пропагандистской машины, поддерживающей постоянную власть церкви. А она говорила о доминировании мужчин.



Tags: барокко, гендерные роли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →