Пол в искусстве — это постоянная тема для разговоров. Художники, обращаясь к мученической смерти святых в искусстве барокко, не изображали равными мужчин и женщин.
17 век, век барокко, был периодом широких социальных, религиозных и художественных изменений по всей Европе.
В течение этого времени художники постоянно бросали вызов устоям и нарушали правила, установленные в эпоху Возрождения.
Искусство барокко стремилось пробудить эмоции, включить театральность. И в глобальном масштабе ему это удавалось.
Возможно поэтому католическая церковь не обращала особенного внимания на эти эксперименты и продолжала покупать у художников работы. Для пропаганды, разумеется.
Изображение святых вызывает благочестие и усиливает влияние церкви в повседневной жизни. Это был сильнейший способ, которым католическая церковь продолжала утверждать папскую власть.
Мученики – люди, отдавшие жизнь за веру, конечно, мощный аргумент. И вот на этом поле начинают происходить интересные вещи.
Мученики мужского и женского пола, как правило, сильно различаются – не только по половым признакам, что бы вы не подумали 😊.
Мужчин обычно писали в течение определенного времени их мученичества. В качестве альтернативы женщин часто рисовали перед их смертью или после, но как бы физически незатронутыми.
Как вы думаете – почему???
Женщина, готовая пожертвовать собой ради своих убеждений, подобных мужчине, поднимается до высокого уровня.
В до-современном обществе это угрожает мужчинам, которые правят.
Одно архаичное убеждение гласило, что для того, чтобы женщина стала мученицей, «она должна избавиться от своей женственности и трусости, и стать мужественной» и, следовательно, смелой.
Вот это да! чтобы совершить подвиг, женщина должна стать мужчиной! Психологически!
Как вам такой поворот?
Вот и получается, что концепция изображения женщин во время их мученичества слишком жестока и слишком мужественна.
Это напрямую бросило бы вызов патриархальному правлению и убеждению в исключительности душевных качеств мужчин.
Воспользуемся модным термином - рушило скрепы.
Девушек - святых писали в барокко реже, чем мужчин.
Обычно изображения святых девушек включают в себя пальмовую ветвь - символ ее мученичества.
Святая Аполлония Франсиско де Зубарана держит свой зуб и ветвь - подразумевается, что мученичество уже произошло.
Тем не менее, на ее теле нет следов пыток, удаления зубов, окровавленного рта или смерти.
Без предметов, которые она держит, и ее ореола, среднестатистический человек семнадцатого века не сможет ее опознать.
Такая миленькая девушка – и все, как бы.
И сами мучения менее наглядны и не такими жестокие, чем у коллег-мужчин. Дескать, ничего особенного, но все же молодцы.
Некоторые примеры можно увидеть у Караваджо «Мученичество святой Урсулы», Франческо Фурини « Св. Кристина Больсена», Святая Урсула и святая Кристина Больсена были застрелены стрелами.
Великий Караваджо создал композицию с недостаточной напряженностью. И Фурини тоже. У них обе девушки остаются спокойными и собранными, несмотря на их надвигающуюся смерть и продолжающиеся пытки.
Обнаженная грудь святой Кристины и печальное выражение создают немного больше контекста, хотя происходящее неясно.
Ожидается, что вся потенциальная напряженность будет психологической и внутренней, а не физической и внешней.
А вот св Сесилия. Момент ее смерти. Однако ее лицо отворачивается от зрителя, а маленькая рана на шее служит символом ее мученичества и, как полагают, она была найдена нетленной.
Неподкупность, концепция ее чистоты, как и любой святой женщин, укрепляется.
Даже после смерти она все еще прекрасна и совершенно чиста.
Положение тела – это общее послание представлений о девушках-святых.
Ее рот, который не виден, замолчал.
Караваджо, Погребение святой Лючии, 1608 (фрагмент)
По «Золотой легенде», Сент-Люси даровала богатство бедным, в знак благодарности за чудесное исцеление ее матери.
Осужденная за веру, она отказалась отречься, и была приговорена к насилию.
Ее потащили в бордель. Чудесно, но никто не смог ее сдвинуть с того места, где она стояла. Ее зарезали.
А там, где она упала, была построена церковь Санта Лючия аль Сеполькро в Сиракузах.
А что мужчины?
Переживания мучеников мужей физические и внутренние просто изображены.
Караваджо «Распятие святого Петра».
Видите, как Петра связывают и поднимают на перевернутом кресте?
Даже сегодня у зрителя, искушенного интернетом и телевиденьем, картина вызывает чувство страха и сострадания.
Никаких подробностей не пощадил Караваджо. В отличие от женщин-святых, эмоции Петра легко читаются: он страшный, злой и вызывающий.
Мы видим человека, сражающегося до последнего вздоха за то, во что он верит.
Зрителям мучений св мужчины передается совершенно другое послание: будь громким, гордым и кричи в голос любой ценой.
Вот Зубаран (Ах, как он нравится! Гениальный художник)
«Мученичество святого Серапиона»
В отличие от картин про его коллег женщин, то, что происходит, до боли ясно.
Это святой человек, замученный до смерти - как видно по его одежде и позе.
Нет никакой неопределенности относительно того, что произойдет: он умрет, если еще не мертв.
И зрители прямо наблюдают за этим.
А с в картинах с женщинами просто подсказка – она святая, она чиста, она верна, и не отступилась от веры.
Вернемся к начальному утверждению: смысл совершенно иной.
Приравнивать мужчин к женщинам - идея, которую католицизм XVII века абсолютно отрицал.
Искусство барокко стало важной частью пропагандистской машины, поддерживающей постоянную власть церкви. А она говорила о доминировании мужчин.
Journal information