
Наверно, никого не удивит обычай давать приданое за своими дочерями. Это древний, очень древней обычай, и в эпоху Возрождения его тоже блюли. Все было жёстко - можешь дать приданное – твоя дочь хорошо выйдет замуж. Нет – отправляй ее в монастырь с 13 лет. Но поговорим о тех, кто въезжал в дом обретенного мужа – с приданным. А вот о его величине и роскоши свидетельствовали богато декорированные свадебные сундуки – кассоне. Обычно их изготавливали сразу два.

Представьте сцену: невеста готова, и по шумным улицам Флоренции процессия отправляется в дом жениха. Уличные зеваки тут как тут - они с жадным любопытством заядлых сплетников наблюдали за процедурой заноса сундуков в дом, чтобы оценить убранство и качество кассоне. Именно они разносили по всей округе слухи о солидном приданом новоиспеченной замужней женщины.
А что такого?
СМИ тогда не существовали, да и Инстагама не было.
Но интерес к к успешным людям был.
Сундуки же должны были показать, что невеста богата и род ее щедр.

Так кассоне добирались до своего основного «местожительства» – спальни молодоженов.
Но была у них еще одна, важнейшая, как тогда считали, задача.
Они были призваны воспитывать женщину.
Для этой цели их украшали сценами из назидательных мифов об Орфее и Эвридике, аргонавтах, Сусанне и старцах, Эсфири, Дидоне, Цефале и Прокрисе.
Все эти мифы, в которых рассказывалось о нравственности, находили свое отражение в великолепных, чудесных панно.

Чем богаче и влиятельней была флорентийская семья, тем более маститый и дорогой художник расписывал панели кассоне.
Именитые флорентийцы приглашали лучших — Донателло, Уччелло, Скеджа и Боттичелли приложили руку и кисть к созданию изысканной росписи на кассоне.

Такие расписные панно впоследствии снимали с сундуков и продавали, как отдельное произведение мастера, а найти их сегодня можно в самых разных музеях мира, и никто не догадается, что картины были сняты с сундуков.
Однако кто знает, что делается за закрытыми дверями?
Точнее – за закрытой крышкой сундука.
Очень скоро второе панно кассоне перестало нести морализаторские послания.
Хотя и всячески напоминало женщине, пожалуй, о самой важной обязанности жены – родить наследников.
Да, потомство мужского пола.

Считалось, что эротические образы - чувственная Венера, обнаженные мальчики, повествовательные сцены романтического преследования и даже изнасилования - способствуют плодовитости.
Некоторые из крышек из кассона расписывались ню, их эротическая привлекательность понравилась бы только тем, кто открыл крышку.
Обнаженные были также размещены над кроватью и на других стенах спальни – вдохновляли, чего уж 😊.


Супружеским парам было рекомендовано смотреть на изображения красивых мужчин и женщин во время полового акта как способ родить ребенка с подобным здоровьем и красотой.
Савонарола, (не к ночи будь упомянутым), негласный диктатор Флоренции, задуривший голову великому Боттичелли, жаловался на людей, у которых «возле кроватей были изображения обнаженных мужчин и женщин, делающих непристойные поступки».

Считается, что первые ню флорентийской школы появились на панелях свадебных сундуков.

Внутренняя панель кассона: Лежащий молодой человек, c. 1450


Хочется вспомнить о «Венере Урбинской» Тициана: эта картина хотя и не является декором кассоне, но связана с ним.
Journal information