tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Алжирские женщины Делакруа не были гаремом алжирских мусульманок

p07rb140.jpg


Гаремы, фески и обезьяны. Длинные кальянные трубы обвиты, как змеи, вокруг рук соблазнительно обнаженных белых девушек, а охранники в тюрбанах праздно слоняются поблизости. Если что-либо из перечисленного вам знакомо, то это не удивительно.
Всемирно известное художественное движение XIX века ответственно за то, что такие картины арабского мира запечатлелись у вас в голове.


Торговля, путешествия и вторжение   в восточную культуру были задокументированы в шедеврах Эжена Делакруа, Жан-Леона Жером и Джона Фредерика Льюиса.

Их полотна продолжают висеть в музеях и галереях по всему миру – но это едва ли объективные визуальные записи, которые стремились точно изобразить арабский мир.

Однако именно изображения гарема в конечном счете представлялись зрителям наиболее достоверными.
Обстановка была ненасытно соблазнительной для западных мужских фантазий.


111.jpeg

Гарем, Джон Фредерик Льюис, английский художник-востоковед


Теоретически гарем был частным домашним пространством, которое включало только женщин и членов их семей. Это означало отсутствие посторонних и, конечно же, никаких странных иностранных путешественников, живущих на Востоке.
Одно из самых известных произведений за весь период - «Алжирские женщины в своих апартаментах» Делакруа - вовсе не гарем алжирских мусульманок. Это потому, что художнику не разрешили войти в частное мусульманское женское пространство - но торговец позволил ему сделать эскиз части своего - немусульманского гарема.


64b02fe61125.jpg


Покидая Марокко и прибывая в Алжир, Делакруа тосковал только об одном: что не смог поближе увидеть местных женщин. Оказалось, что в Алжире все немного проще. Бывший капитан алжирского флота провел Эжена прямо в свой гарем – любуйся.

В низкой, душной, пропахшей сладким кальянным дымом и чаем комнате полулежали три женщины и одна стоит. Они проводили здесь целые дни, они были частью этой комнаты. Что успевал – зарисовывал акварелью, иногда акварели не хватало, и он делал пометки в блокноте: «нежно-голубой, зеленый, золотисто-желтый» — это про платок, «сиреневато-фиолетовые рукава, сиреневато-фиолетовое на плечах, на груди полосы фиолетовые, нежные» — это про рубашку.

И все они разных рас. Чернокожая девушка, как бы уходит с картины. Лица оставшихся барышень отражают покой, женственность.

Их глаза устремлены вдаль и наполнены некой дымкой, которая может выражать умиротворение или тоску, или же просто на них подействовал кальян. Одежда у наложниц самая разная, но девушка, что лежит слева, одета более элегантно и украшения немного отличаются от аксессуаров других. И можно сделать вывод, что именно она любимая наложница султана.

Спустя много лет Делакруа напишет о своих восточных каникулах: «Я жил там в двадцать раз интенсивнее, чем в Париже».


64b02fe6112511111111.jpg

«Парижанки в алжирских костюмах (Гарем)». Пьер Огюст Ренуар

«Алжирские женщины» - алогичный, волшебный магнит для художников. Вольную копию с нее делал Огюст Ренуар.

336965@2x.jpeg

Одалиска («Алжирская женщина»). Пьер Огюст Ренуар

А в 2008 году в Лувре в одном зале собрали всех знаменитых «Алжирских женщин» в изобразительном искусстве. Всего одна картина на этой выставке принадлежала Делакруа, а весь остальной гарем принадлежал Пабло Пикассо.
В течение двух лет Пикассо создал 15 вариаций этого мотива и десятки эскизов и набросков. В одном из интервью он сказал: «Если бы Делакруа увидел мои работы, я бы ему сказал вот что: вы писали, имея в виду Рубенса, но сделали как Делакруа. А я писал, имея в виду вас, но тоже сделал нечто свое».



s1200.jpg


О Пикассо все и так понятно – 15 картин, эротичных и прямолинейных, повторяющих основные линии композиции первоисточника, одна из которых стала бешено дорогой и ушла с молотка за 180 млн. долларов.


4006529.jpg


272928.jpg


1906-41.jpg


Пикассо написал эту лирическую композицию, одну из самых значимых в Розовом периоде (1904-6), в отдаленной деревне Гозоль в испанских Пиренеях. Он делал наброски со своей любовницы Фернанды. Вдохновленный работой А. А. Энгра «Турецкая баня» (Лувр), Пикассо поместил Фернанду в контекст гарема. Тонкие цветные вуали наводят на мысль о эфирном запахе духов или дыма из опиумной трубки.


190486.jpg

«Алжирские женщины. Литография 2»

Tags: живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments