tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Цукиока Ёситоси: призраки, безумие и пропитанный кровью конец феодализма

Снимок111.JPG


Последний великий мастер гравюр в жанре укиё-э Ёсинори Цукиока. Он был человеком, которого кидало от богатства к бедности, страдал от психических заболеваний и оказался в ловушке между традицией Эдо и модернизмом Мэйдзи.


4.JPG

На Ёситоси сильно повлияло насилие и беззаконие, которые потрясли Японию, когда феодализм умер. Он отошел от тихих пейзажей и портретов мира Эдо и создал жестокие ужасающие изображения войны и убийства.

Его злые темы вызвали отклик, и однажды Ёситоси стал невероятно популярным.



sc170576.jpg


Его деятельность пришлась на две эры – последние годы эпохи Эдо и последующую эпоху Мэйдзи. Как и многие японцы той эпохи, Ёситоси интересовался западными новшествами, однако позднее стал серьёзно обеспокоен утратой многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе упадком направления укиё-э.

Он первый японский иллюстратор повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


Yoshitoshi_Skulls_at_Furuhara 111.JPG


Бэнкей сражается с гигантским карпом в водопаде Бишамон гаки.
Один из шедевров Ёситоси.


Yoshitoshi_Skulls_at_Furuhara.jpg


Его жизнь была очень тяжелая, как, впрочем, у многих гениальных художников всего мира. В 3 года мальчика отдали на воспитание бездетному дяде, который и усыновил его. В 1850 году он поступает в ученики к известному мастеру Утагаве Куниёси, который дал ему имя Ёситоси.

В 14 лет он опубликовал свою первую работу — триптих, посвященный морскому сражению при Данноура, случившемуся в 1185 году.


01502cropped.jpg


С 1853 г страна переживает нелегкие времена.  Вскоре умирает учитель Ёситоси, а через два года и отец. Накрыла нищета, голод, холод.

Но он работает не покладая рук, за год он создает серию из 44 гравюр. В 1963 г. его усыновляет Цукиока Сэссай, и художник меняет имя на Цукиока.

Его первый успех пришёл в 1865 году вместе с серией «Сто историй о привидениях из Японии и Китая».


55.JPG



Ёситоси попробовал себя в нескольких наиболее характерных для укиё-э темах. Рисовал красавиц, актеров театра Кабуки, эротическую графику сюнга.

Но больше внимания уделял кровавым изображениям: военным битвам, смерти в бою, самоубийству-харакири.

В 1866 году совместно с художником Ёсиику Отиаион подготовил серию гравюр «Коллекция садизма и крови», а затем «Серию искусства смерти», которую создал собственноручно.




800px-Inada_Kyuzo_Shinsuke.jpg


Влечение мастера к жанру ужасов и рассказам о привидениях, заставляли людей думать, что Ёситоси  душевнобольной.  Но необходимо помнить, что тема насилия имела длинную историю в укиё-э и была достаточно востребована.

К 1871 Ёситоси впал в глубокую депрессию, он не мог работать, мучился чувством бесполезности и неизбежной беды. Он жил со своей подругой Отоко в развалившейся хибаре. Они продавали свою одежду, имущество, разбирали половицы дома, чтобы согреться.

В год он готовил всего несколько гравюр, да и те были не востребованы.

Его подруга решает продать себя в публичный дом, чтобы на вырученные деньги хоть как-то поддержать Ёситоси.


800px-YoshiClimber.jpg


К 1873 году его здоровье улучшилось. Он имел много заказов, ему предложили сотрудничество в одной газете.  В 1875 году он работает иллюстратором, его благосостояние значительно улучшается.

Работа газетным иллюстратором укрепила известность Ёситоси.

В это время меняет свою фамилию на Тайсо (большое возрождение) и с головой уходит в работу.


В 1877 году он становится очевидцем восстания самураев княжества Сацума против императора. Его рисованные очерки о ходе восстания, а затем и разгроме пользовались огромным успехом.

Жизнь стала более стабильной. Он расквитался с долгами, купил дом, сошелся с Тайко Сакамаки, бывшей гейшей. В 1884 году они поженились.


800px-LUne_fenetre_delabree_Yoshitoshi.jpg


Имея 80 учеников, он приступает к проекту "Сто видов луны", который описывает японские и китайские истории и легенды. Серия имела огромный успех, люди выстраивались в километровые очереди, чтобы получить новые оттиски.


Снимок.JPG

Вот одна из легенд, проиллюстрированная Мастером:


Духом красоты Сакурахимэ обладает жрец Сейген.Жрец и юная красавица влюбляются, становятся неразлучными, а затем она умирает, и несчастный одинокий мужчина остается в отчаянии, кутаясь в свое кимоно... Вдруг ее дух проявляется над ним, или, возможно, это просто его память о любимой...

 Эти вертикальные диптихи считаются одними из лучших композиций Ёситоси.



3.JPG

Существа ада показывают ребенку волшебное зеркало, 1887


Yoshitoshi_Skulls_at_Furuhara 111.JPG


Ёситоси работает над серией женских портретов "32 взгляда на обычаи и манеры", опубликованной в 1885 году.


original (5).jpg


original (3).jpg



original (2).jpg



original (1).jpg


original (10).jpg


Позже художник возвращается к старой теме, создает серию "Новые формы 36 призраков". Это рассказ  о демонах, призраках. Но, как ни странно, на многих рисунках нет призраков. Мастер создает лишь эмоциональное состояние персонажа, который ждет встречи с потусторонними силами.


original (9).jpg


original (7).jpg


Его душевное состояние вновь ухудшается. Его помещают в лечебницу. Весной 1892 года он уходит из неё. Он арендует комнату, где живет до конца своих дней в полном одиночестве. 9 июня 1892 года, в возрасте пятидесяти трех лет, он умер от кровоизлияния в мозг.


original (8).jpg


Ёситоси, практически в одиночку, сумел поднять искусство Укиё-э на новый уровень.

После смерти художника, его слава продолжала расти как на западе, так и в Японии и, в настоящее время, он почти повсеместно признаётся как самый выдающийся художник своей эпохи.



Tags: японское классическое искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal