tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Грустные мальчики эпохи Возрождения

A young man seated under a tree. Creator Isaac Oliver. Creation Date c.1590-1595.jpg


Все мы знаем, что женщинам в 16 веке пристало выглядеть тихими и ходить, скромно потупив взор. Их так и писали – благовоспитанными, с глазами долу, или в религиозном экстазе. Но в ту же пору в Европе и для мужчин было модно быть грустными, вдумчивыми и страдать меланхолией. «В целом мир, как устоявшаяся вещь, рад благодати скорби и относится к ней с особым уважением», - писал французский эссеист Мишель де Монтень в своей метко названной статье «Of Sorrow» (1580).



Isaac Oliver-The Brown Brothers ok.jpg

Исаак Оливер, «Три брата Браун», 1598 год.

Так было вдвойне и для Англии; настолько жесткой была эта мода, что другие народы стали называть феномен мужской тоски «английской болезнью» или «елизаветинской болезнью».



261207-1331639783.jpg


Поэты писали о своих чувствах отчуждения, изоляции и неприятия в любви.

И сильные мужчины хотели, чтобы их уязвимость была отражена на портретах. Грустные аристократы взирают на нас с картин английского художника Николаса Хиллиарди и его ученика французского происхождения Исаака Оливера.

Вот, смотрите: в картине Оливера «Молодой человек, сидящий под деревом» (1590–1595 гг.) юноша. одетый в черное, как принц Гамлет, опирается о дерево. Он серьезен и даже в отчаянии.



16а. юноша в розах.jpg

Юноша среди розовых кустов (Портрет Роберта Девере, второго графа Эссекса)


А самая характерная картина хрупкой елизаветинской мужественности — портретная миниатюра Хиллиарда «Юноша среди роз» (ок. 1587 г). Он, наоборот, ярко одет). Ему бы в голову не пришло наряжаться в черное, если цвет немодный. Фаворит королевы Елизаветы, Эссекс считался самым стильным человеком в Англии - и какое-то время самым могущественным. Он писал унылую поэзию с оплакиванием частых падений королевской милости и привязанности.

Здесь Эссекс положил руку на сердце в знак проявлении верности, и тернистые розовые лозы поднимаются и обвивают его. Он, бедняга, грустит: опять немилость.

Как меланхолия умудрилась стать стала такой шикарной? В елизаветинские времена считалось, что болезни и личность определяются балансом четырех жидкостей организма: крови, желтой желчи, черной желчи и мокроты.
Считалось, что избыток черной желчи из селезенки приводил к тому, что человек становился меланхоличным по темпераменту.

Во времена Ренессанса уровень смертности был не просто высоким, а чудовищно высоким, эпидемии - частыми.
А еще и сезонное аффективное расстройство, безусловно, было еще тем фактором. В середине 16 века в Европе наступило похолодание, который теперь называется Малым ледниковым периодом. И Англия - некогда  залитая солнцем – стала серой. За это время уровень самоубийств рекордно вырос.


Без названия.jpg

Неизвестный английский художник, Джон Донн , ок. 1595.


Так тоска стала желанным, романтическим состоянием для молодого человека. Они часто смотрели в небо. Они не спали.
В анонимном портрете около 1595 года английский поэт-метафизик Джон Донн отвлеченно, но пристально смотрит в сторону от зрителя. Его лицо обрамлено темнотой его шляпы, его одеждой и фон, кажется, движется в черном тумане.


А дальше – интереснее. Меланхолики были склонны к одержимости; о любви говорилось как о болезни, которую можно вылечить, только видя объект своей привязанности.
В этом любовном отношении была закодирована некая марка женоненавистничества и ядовитой мужественности - женщины, не отвечающие на любовные чувства, считались злодейками.

(В посте «Жуткие картины Боттичелли: истязания женщин» я это уже описывала). Тот же принцип был и для Англии. Если ты женщина – стань по стойке смирно и будь добычей сильного самца. Тебе не пристало сопротивляться. Твою судьбу уже решили. Если ты отказываешься, из-за тебя мужчина страдает, а ты –злодейка, ведьма, мучительница.



012_unknown.jpg

Хиллиард, Неизвестный мужчина на фоне огня, гр. 1600.

Бледный любовник с серьгой в «Неизвестном человеке» (около 1600 г.), приписываемый разными учеными как Хиллиарду, так и Оливеру, расстегнул воротник, он даже не носит дублета -  жест, который по сути был намеком на обнаженность души и тела - он стоит среди пламени страсти. Влюбленный поворачивает свой медальон к груди - источнику своей изысканной боли - тем самым приближая лицо любимой к пылающему сердцу.



3.JPG

Николас Хиллиард, Портрет Генри Перси, Девятый Граф Нортумберленд, ок. 1594-5.


eabdbb8c6fc576c062b0b47839019e25.jpg

Неизвестный художник, человек в трауре по сэру Филиппу Сидни, ок. 1587.


1.JPG

Лукас Кранах Старший, Меланхолия, 1532


melencolia_i___estampe______durer_albrecht_btv1b69512734_jpeg-1.jpg

Альбрехт Дюрер, Melencolia I , 1514.


Изображали меланхолию начала 16-го века - обычно как аллегорическую женщину. Они источают уравновешенный интеллектуализм, но используют символику, потеряную для нас.

Вот, у Альбрехта Дюрера андрогинная, крылатая фигура с наморщенным лбом сидит с атрибутами различных гуманистических дисциплин вокруг нее. Фигура обычно описывается женскими местоимениями, но волосы и черты лица сходны с чертами самого Дюрера, который в автобиографии описывает себя вундеркиндом.

Многие последующие мыслители его времени были склонны согласиться с самооценкой художника.

Для многих искусствоведов сегодня эта работа представляет момент, когда идея меланхоличного гения была закреплена в западном искусстве.

С этого момента меланхолия, похоже, стала совершенно мужским делом.



Когда они смотрят на нас со своих портретов, елизаветинские грустные парни,хочется сотворить что-то такое, чтобы эти бледные немощи вдруг испытали живые сильные, и даже веселые эмоции. Впрочем, сегодня с ними бы работали психологи.
Разве нет?



Tags: истории искусства
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments