?

Log in

No account? Create an account

Все интересное в искусстве и не только.


Previous Entry Share Flag Next Entry

Крыса - нехорошая история «Маленькой танцовщицы» Дега

5bf307b52600000503847ce0.jpeg


Что произошло между Эдгаром Дега и его 14-летней моделью Мари Ван Гетем?

«Почему вы говорите, что де Гасу не может быть трудно?», - писал Винсент Ван Гог своему другу, художнику Эмилю Бернару, в 1888 г. «Де Гас живет, как маленький клерк, и не любит женщин, зная, что если бы он любил и часто их трахал, он стал бы невменяемым и разучился рисовать».
Это он о Дега, который классно рисовал балерин в моменты между их позициями и пируэтами, в отдыхе и растяжках, на полотнах, которые сегодня висят в Мет в Нью-Йорке, Музее Орсе в Париже, Национальной галерее в Лондоне и т.д.



5bf307ed1d0000e2013133b7.jpeg


Знаете ли вы, что Дега был женоненавистником? Об этом пишут иногда, но как-то нехотя, оставляя образ замечательного художника в розово-белом ореоле цвета балетных пачек.
Он был женоненавистником и сторонником безбрачия, и видел женщин как "человеческих животных, самок вида", - пишет Камиль Лорен в «Маленькой танцовщице 14 лет».

Сегодня одна из самых острых дискуссий - поведение старых мужчин-художников с девушками.

Они часто вращаются вокруг сексуальности и согласия: злоупотреблял ли художник своей властью в процессе созидания, занимался ли он сексом, который навязывал, вынуждая девушек подчиниться, а затем использовал свою творческую незаурядность в качестве щита, чтобы защитить себя.


Статуя Дега «Маленькая танцовщица, 14 лет» представляет несколько иную идею динамики между художником и моделью, хотя - нет, это же самое, вид сбоку.

Тот же гендерный дисбаланс власти.

Маловероятно, что Дега изнасиловал 14-летнюю ван Гетем, потому что Дега придерживался безбрачия, и его воздержание коренилось в отвращении к женщине.



Но он все равно сыграл свою отвратительную роль в разрушении жизни девочки, чей печальный образ в первую очередь помог ему добиться известности.



Edgar_Degas_-_Dancer_Stretching_at_the_Bar444.jpg



Мы почти никогда не знаем, что происходит между художниками и их моделями в уединении студии, но некоторые художники-мужчины легко догадывались.

«Как она была прекрасна, обнаженная в постели», - рассказывает романтик Делакруа об одной 15-летней натурщице.

Но оскорбление Дега выглядело иначе. Его работы порождались ненавистью к женщинам. В юности Дега заразился венерическим заболеванием в каком-то борделе. Став взрослым, он возненавидел женщин.

Он попал под влияние отца критика, абсолютного шовиниста, который воплощал основы токсической маскулинности.



flat,800x800,075,f.jpg



Со временем нарисованные в Парижской опере оды приобрели розовый оттенок ностальгии, вся эта тюль и ленточки, все воздушные пачки и нереальный свет софитов скрывали мрачное отношение.

Его балерины украшают кофейные кружки и висят в комнатах общежитий, столь же любимые, как «Водяные лилии» Клода Моне. В музеях девушки принимают позы танцовщиц для милых фотосессий.

Но когда Дега рисовал балерин, он не видел в них ни подающего надежды таланта, ни очаровательной наивности. Он видел «маленьких крыс».




5bf3082b2000007c060294a0.jpeg


Девочки, которые стали балеринами – от 8 лет - работали 10 - 12 часов в день в разрушительных условиях. (Одна умерла - ее пачка загорелась во время репетиции.)

По достижению «половой зрелости» в 13 лет девушкам часто платили за секс с мужчинами, ожидающими своего часа в опере.

Девочки получали прозвище «крыс», потому что животные, как тогда думали, передавали сифилис.


Для Дега тот факт, что юные танцовщицы занимались сексом со стариками, воспринимается не как оскорбление со стороны последних, а как грех со стороны первых. Эта мысль вызывала как ужас, так и восхищение: «Я запер свое сердце в розовой атласной туфле».



5bf312481d000088003133bd.jpeg


Презрение Дега ко всем женщинам - и к балеринам в частности - выражено в самой «Маленькой танцовщице», чьи скульптурные особенности были изменены, чтобы подчеркнуть моральное вырождение ван Гетем.

Дега подписался на физиогномику, которая предполагает, что преступное поведение передается генетически и, таким образом, проявляется в физических особенностях.

И вот он сплющил череп ван Гетем и вытянул подбородок, чтобы она выглядела особенно «примитивно», визуально отражая внутреннее состояние девочки.




5bf307b52600000503847ce0 (1).jpeg


Изготовленная из пигментированного пчелиного воска, глиняной и металлической арматуры, одетая в настоящую одежду и тапочки, скульптура изначально была высмеяна за то, что напоминала обычную восковую куклу.

Неприкрашенное безобразие, созданное Дега, стало шоком для всего мира искусства 19-го века.

Но оскорбления, которые он перенес, были добрыми по сравнению с теми, которые получила сама девочка, один искусствовед назвал ее «болезненной, с сероватым лицом - старым и обрюзгшим раньше времени».

Прошли годы, и «Маленькая танцовщица» Дега была в итоге канонизирована как переломный момент в эволюции искусства к современности.

Это было, как позже написал один критик, «таким оригинальным, таким бесстрашным ... по-настоящему современным».

Конечно, Мари не воспользовалась преимуществами этого художественного триумфа.

Просматривая бухгалтерские книги Парижской оперы, искусствовед Лорен обнаружила, что в 1882 году, через год после завершения скульптуры Дега, ей постепенно понижали зарплату и в итоге уволили.

После этого момента нет никаких следов ее жизни - никаких записей о браке, деторождении, аресте или смерти. «Мари исчезла без следа», - пишет Лорен. «Маленькая танцовщица улетела. Ее смертные останки, скорее всего, лежат не в гробнице, а в братской могиле».

«Если бы Эдгар Дега не выбрал Мари в качестве своей модели для Маленькой танцовщицы, она, вероятно, осталась бы в Парижской опере. ..., она бы избежала спуска в ад, признаки которого слишком ясны».

По Присцилле Фрэнк, и книге Камиль Лорен «Маленькая танцовщица в возрасте четырнадцати лет».



wallhaven-263796.jpg


И все-таки, любите Дега.
Любите его драматичных балерин, усталых от танцев или свежих в один краткий миг, пойманный большим художником. Не отворачивайтесь. Напротив, смотрите глубже в саму работу. Соблазнительно, конечно, представлять людей гениями или монстрам.
Но история искусства не так проста.






Recent Posts from This Journal


Buy for 100 tokens
Бывший министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский уверен, что за Украину. При условии, что экономика страны будет расти. Такой у него рецепт для Киева: - Это то, что нужно Украине — чтобы европейский курс привел к росту экономики, через который жители Донбасса и даже Крыма…

  • 1
livejournal May 2nd, 23:30
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

livejournal May 2nd, 23:30
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Хорошая оплеуха голубым девочкам Дега

sergofan_prok May 3rd, 3:13
А старина Дега, оказывается, неплохо разбирался в женской сучности.

olga_hkolka May 3rd, 4:09
А вы так ничего и не поняли.

(Anonymous) May 3rd, 15:20
у него проблемы с женщинами, так что не обращайте внимания

alexey_lcmont May 3rd, 4:15
https://en.wikipedia.org/wiki/Marie_van_Goethem

Старшая сестра Мари - Антуанетта была арестована за кражу 700 франков у владельца таверны. Мари была уволена из труппы за многочисленные пропуски репитиций. Младшая сестра Шарлотта в течение 53 лет своей карьеры была танцовщицей и преподавателем в театре.

tanjand May 3rd, 8:59
Да, Лорен о ее пропусках написала. Дега лепил ее 4 года, проводя длительные сеансы. Естественно, она опаздывала или вообще не являлась на репетиции. Я сказала в посте, что девочки работали в Опере по 10-12 часов в день, могу добавить, что 6-7 дней в неделю, то есть почти без выходных. Совмещать не получалось.
А пример млашей сестры — это, как могла бы сложиться судьба Мари.

Edited at 2019-05-03 09:02 am (UTC)

shineinbox May 3rd, 4:24
Дега художник замечательный, но человечишко гадкий.

(Anonymous) May 3rd, 6:42
Человечище, постигший крысиную сучность бабья

shineinbox May 3rd, 6:45
Уж тебе ли не знать крысиную сучность.

uniala May 3rd, 7:13

Когда же вы уже наконец постигнете свою "крысиную сучность бабья" до конца и перестанете таскаться за людьми и портить им пищеварение своим убитым видом? Тут бабский пост, кыш отсюда, болезный.



Edited at 2019-05-03 07:13 am (UTC)

concluder May 3rd, 6:51

Да, рисовал он неплохо, но, наверно, сильно бы  удивился,  прочитав про себя эту историю.


tanjand May 3rd, 8:51
Он еще сильнее бы удивился, прочитав парочку книг про себя с ссылками на письма его и друзей, на слова и статьи отца. Но удивление вызвал бы факт, что люди смогли собрать все это. А все написанное здесь не такой уж и неизвестный факт.

concluder May 3rd, 14:27

Так всегда бывает. Жил человек, особо не парился, и умер. А потом книг про его святость не счесть - с мертвого-то не спросишь.


(Anonymous) May 3rd, 9:55
An article in L'Evénement, which preceded the dismissal by two months, reported "Miss van Goeuthen—fifteen years old, has an older sister who is an extra at the Opera and a younger sister in the Opera dance school—consequently she frequents the Martyrs Tavern and the Rat Mort."

Из статьи предшествующей увольнению на два месяца "..часто посещала таверны "Мученика" и "Дохлой крысы". Бухать она любила в 15 лет и занималась проституцией. Троих детей воспитывали мать-одиночка. Прачка не имеющая денег на жильё. Студия Дега была в соседнем доме от жилья своей модели. Жила бы рядом какая-то другая модель , то художник рисовал другую.

stetson_hat May 3rd, 10:47
Обожаю толкователей искусств за то, что они высасывают из своих пальцев такое, что ни одному художнику не придет в голову.

Sergey Bezgin May 5th, 19:09
как по мне, так именно Дега первый заставляет видеть в женщине человека, а не модель, цель, образец и прочее. Часто-
в нелёгких обстоятельствах

  • 1