tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Крыса - нехорошая история «Маленькой танцовщицы» Дега

5bf307b52600000503847ce0.jpeg


Что произошло между Эдгаром Дега и его 14-летней моделью Мари Ван Гетем?

«Почему вы говорите, что де Гасу не может быть трудно?», - писал Винсент Ван Гог своему другу, художнику Эмилю Бернару, в 1888 г. «Де Гас живет, как маленький клерк, и не любит женщин, зная, что если бы он любил и часто их трахал, он стал бы невменяемым и разучился рисовать».
Это он о Дега, который классно рисовал балерин в моменты между их позициями и пируэтами, в отдыхе и растяжках, на полотнах, которые сегодня висят в Мет в Нью-Йорке, Музее Орсе в Париже, Национальной галерее в Лондоне и т.д.



5bf307ed1d0000e2013133b7.jpeg


Знаете ли вы, что Дега был женоненавистником? Об этом пишут иногда, но как-то нехотя, оставляя образ замечательного художника в розово-белом ореоле цвета балетных пачек.
Он был женоненавистником и сторонником безбрачия, и видел женщин как "человеческих животных, самок вида", - пишет Камиль Лорен в «Маленькой танцовщице 14 лет».

Сегодня одна из самых острых дискуссий - поведение старых мужчин-художников с девушками.

Они часто вращаются вокруг сексуальности и согласия: злоупотреблял ли художник своей властью в процессе созидания, занимался ли он сексом, который навязывал, вынуждая девушек подчиниться, а затем использовал свою творческую незаурядность в качестве щита, чтобы защитить себя.


Статуя Дега «Маленькая танцовщица, 14 лет» представляет несколько иную идею динамики между художником и моделью, хотя - нет, это же самое, вид сбоку.

Тот же гендерный дисбаланс власти.

Маловероятно, что Дега изнасиловал 14-летнюю ван Гетем, потому что Дега придерживался безбрачия, и его воздержание коренилось в отвращении к женщине.



Но он все равно сыграл свою отвратительную роль в разрушении жизни девочки, чей печальный образ в первую очередь помог ему добиться известности.



Edgar_Degas_-_Dancer_Stretching_at_the_Bar444.jpg



Мы почти никогда не знаем, что происходит между художниками и их моделями в уединении студии, но некоторые художники-мужчины легко догадывались.

«Как она была прекрасна, обнаженная в постели», - рассказывает романтик Делакруа об одной 15-летней натурщице.

Но оскорбление Дега выглядело иначе. Его работы порождались ненавистью к женщинам. В юности Дега заразился венерическим заболеванием в каком-то борделе. Став взрослым, он возненавидел женщин.

Он попал под влияние отца критика, абсолютного шовиниста, который воплощал основы токсической маскулинности.



flat,800x800,075,f.jpg



Со временем нарисованные в Парижской опере оды приобрели розовый оттенок ностальгии, вся эта тюль и ленточки, все воздушные пачки и нереальный свет софитов скрывали мрачное отношение.

Его балерины украшают кофейные кружки и висят в комнатах общежитий, столь же любимые, как «Водяные лилии» Клода Моне. В музеях девушки принимают позы танцовщиц для милых фотосессий.

Но когда Дега рисовал балерин, он не видел в них ни подающего надежды таланта, ни очаровательной наивности. Он видел «маленьких крыс».




5bf3082b2000007c060294a0.jpeg


Девочки, которые стали балеринами – от 8 лет - работали 10 - 12 часов в день в разрушительных условиях. (Одна умерла - ее пачка загорелась во время репетиции.)

По достижению «половой зрелости» в 13 лет девушкам часто платили за секс с мужчинами, ожидающими своего часа в опере.

Девочки получали прозвище «крыс», потому что животные, как тогда думали, передавали сифилис.


Для Дега тот факт, что юные танцовщицы занимались сексом со стариками, воспринимается не как оскорбление со стороны последних, а как грех со стороны первых. Эта мысль вызывала как ужас, так и восхищение: «Я запер свое сердце в розовой атласной туфле».



5bf312481d000088003133bd.jpeg


Презрение Дега ко всем женщинам - и к балеринам в частности - выражено в самой «Маленькой танцовщице», чьи скульптурные особенности были изменены, чтобы подчеркнуть моральное вырождение ван Гетем.

Дега подписался на физиогномику, которая предполагает, что преступное поведение передается генетически и, таким образом, проявляется в физических особенностях.

И вот он сплющил череп ван Гетем и вытянул подбородок, чтобы она выглядела особенно «примитивно», визуально отражая внутреннее состояние девочки.




5bf307b52600000503847ce0 (1).jpeg


Изготовленная из пигментированного пчелиного воска, глиняной и металлической арматуры, одетая в настоящую одежду и тапочки, скульптура изначально была высмеяна за то, что напоминала обычную восковую куклу.

Неприкрашенное безобразие, созданное Дега, стало шоком для всего мира искусства 19-го века.

Но оскорбления, которые он перенес, были добрыми по сравнению с теми, которые получила сама девочка, один искусствовед назвал ее «болезненной, с сероватым лицом - старым и обрюзгшим раньше времени».

Прошли годы, и «Маленькая танцовщица» Дега была в итоге канонизирована как переломный момент в эволюции искусства к современности.

Это было, как позже написал один критик, «таким оригинальным, таким бесстрашным ... по-настоящему современным».

Конечно, Мари не воспользовалась преимуществами этого художественного триумфа.

Просматривая бухгалтерские книги Парижской оперы, искусствовед Лорен обнаружила, что в 1882 году, через год после завершения скульптуры Дега, ей постепенно понижали зарплату и в итоге уволили.

После этого момента нет никаких следов ее жизни - никаких записей о браке, деторождении, аресте или смерти. «Мари исчезла без следа», - пишет Лорен. «Маленькая танцовщица улетела. Ее смертные останки, скорее всего, лежат не в гробнице, а в братской могиле».

«Если бы Эдгар Дега не выбрал Мари в качестве своей модели для Маленькой танцовщицы, она, вероятно, осталась бы в Парижской опере. ..., она бы избежала спуска в ад, признаки которого слишком ясны».

По Присцилле Фрэнк, и книге Камиль Лорен «Маленькая танцовщица в возрасте четырнадцати лет».



wallhaven-263796.jpg


И все-таки, любите Дега.
Любите его драматичных балерин, усталых от танцев или свежих в один краткий миг, пойманный большим художником. Не отворачивайтесь. Напротив, смотрите глубже в саму работу. Соблазнительно, конечно, представлять людей гениями или монстрам.
Но история искусства не так проста.





Tags: Дега, гендерное, импрессионизм, истории искусства
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments