tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Маруся и другие

Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (12).jpg


Очень интересная, сильная художница с драматической судьбой. Драма для художника не обязательно в нищете и голоде. Киселева не была нищей, но ее нельзя назвать счастливой. Ее женская роль помешала ее карьере.
Вот очень кратко:
Родилась в Воронеже. В 1898 году поступила в Императорскую Академию художеств. С 1900 занималась в мастерской Репина. В 1903 году Репин поручает Елене и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорамой к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В этом же году художница впервые едет в Париж. По приезду она не находит поддержки у преподавателей. Тогда Елена берет академический отпуск и опять уезжает в Париж, где поступает в школу Эжена Каррьера.


В 1907 Е.А.Киселева заканчивает Академию и становится первой женщиной-художником, которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей.


14.jpg

Автопортрет, 1910

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселева изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А. И. Куинджи.

После Октябрьской революции 3 года жила в Одессе, там родился сын Арсений. А потом, в 1920 г, они бежали в Королевство СХС, где её новый муж получил работу в Белградском университете.
В 1926 году они получили югославское подданство. В России остались родители, брат, которых она никогда больше не видела. Правда, переписывалась. Через родителей она передала «Марусю» России.


Семья была обеспеченной, жили в собственном особняке.



12 Prncs 4.jpg

Портрет сына. 1927


"С переменами в жизни Елена Андреевна по собственному ее признанию "давно перестала быть художницей и думать о себе как о таковой".
Репин, обеспокоенный творческой судьбой одной из лучших своих учениц, стараясь поддержать ее, писал: "А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь".
На это Елена Андреевна отвечала с тоскливым чувством: "Писать – счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать".

В новой для нее художественной среде Киселева не встретила себе должной оценки. "Со стороны сербских художников замечена не была – здесь направление очень новаторское, а наша старая манера слабо ценится".



608436.jpg



В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей, бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой».

Киселева потеряла сына и это стало концом ее творчеста: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Там его здоровье подорвалось и 2 года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался.

«Портрет сына на смертном одре» — последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации.


Ведущую роль в изучении творческого наследия Киселевой сыграла Маргарита Ивановна Лунева. Ее исследования и переписка с художницей позволили уточнить историю создания целого ряда произведений, а ее публикации до сих пор остаются наиболее исчерпывающим источником в изучении творчества Елены Киселевой.


67544.jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (2).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (3).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (4).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (5).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (11).jpg


0_1ffa7e_c9575039_orig.jpg



Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (8).jpg


Прекрасные дамы
1927


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (9).jpg

Портрет брата. Этюд 1890-е


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (7).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (17).jpg


Одна из немногих работ Елены Киселевой, совмещающей портретный и анималистический жанры — портрет первого мужа художницы, Николая Перевертанного-Чёрного.

Семейная жизнь у них не сложилась, однако после развода бывшие супруги поддерживали дружеские отношения. А вот что Корней Чуковский, сосед Перевертанных по даче в Куоккале, писал о первом муже Киселевой: «Окончил Петербургский университет вместе с Блоком. Юрист. Красавец, с удивительным пробором.

Раньше, чем познакомиться с ним, я знал его лицо по портрету его жены, известной и талантливой художницы.

Там он изображен с двумя породистыми французскими бульдогами — и имел вид норвежского посла или английского романиста. Чувствовалась культура, «порода» …"


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (15).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (16).jpg



Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (13).jpg



Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (24).jpg

Невесты. Троицын день




Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (21).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (18).jpg


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (19).jpg



Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (1).jpg

Маруся. одна из ее лучших картин.


Елена Андреевна Киселева (1878-1974)  (6).jpg

Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.


Tags: русские художники, русское зарубежье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments