tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Феминизм, свободная любовь и политическая свобода

Снимок.JPG


Триумф научной фантастики, написанной женщинами

«Научная фантастика удивительно мужественна, все в ней носят униформу и маршируют боевым шагом, бесконечно говоря о правилах», - сказал в ноябре прошлого года Стивен Моффат.
Не так давно мне один блогер пытался доказать, что женщины лишены воображения, приводя в пример научную фантастику. Если посмотреть антологию Золотого века фантастики, то да, вроде так, там - Уэллс, Брэдбери, Клиффорд Д. Саймак, Сильверберг, Азимов, Станислав Лем, Филипп Дик - и, возможно, если вдруг выпадет удача, то какая-то женщина как экзотически малая величина.  И уже что совсем не странно, она обычно удаляется из канонических списков и учебников.



Где Андре Нортон, которая даже взяла мужской псевдоним?

Одна из немногих писательниц фантастов, что невозможно выкинуть из антологий — это Урсула Ле Гуин.


Ну почему так происходит? Потому, что до сих пор, несмотря на полученные свободы, до полного равноправия далеко. А в Золотой век фантастики за женщиной вообще не признавалось никаких талантов, кроме таланта вышивания крестиком.



Снимок11111.jpg

Кадр из «Метрополиса» Фрица Ланга, одного из самых знаковых фильмов научной фантастики.


200 лет назад, в 1818 году, появился на свет роман Франкенштейн. Его образ — это вечный страх. Он повергал в ужас читателей сразу по выходу книги, через 100 лет его существования, через 200 – сегодня, и будет пугать и через 300.

Вовсе не надо быть знатоком классической английской литературы, чтобы знать Франкенштейна, его история нашла воплощение в многочисленных кинопостановках, среди которых квази-рок-опера «Шоу ужасов Рокки Хоррора», классика жанра научной фантастики.



MaryShelleyFranki.jpg


Кто написал книгу, кто придумал жуткий страх? Девочка подросток, Мэри Шелли.


Тогда никто не знал, что такое права женщин, и вообще, это словосочетание звучало так же абсурдно, как и права шимпанзе.

В восемнадцатом веке девочки должны были повиноваться отцам и братьям; замужние женщины не могли иметь собственности, владение их приданым или наследством переходило к мужьям. И еще они не имели права просить о разводе.

Вполне законно было законно бить жен - в самом деле, мужчины даже гордились этим – как же, защитники строгой морали! А если женщина попытается бежать, муж мог посадить ее в тюрьму.

И Мери Уолстонкрафт – мать Мэри, и она сама, конечно же, прошли под триумфальной аркой мужской победы. Но Мэри себя отстояла как писательница, несмотря на тяжелую личную жизнь, которой я не хочу сегодня касаться.



5ae6ebb522968.jpg


Мэри было всего 18, когда в ее голове возникла идея книги о Франкенштейне, и 19, когда роман был окончен.

Она не получила того образования, которое было доступно ее современникам-мужчинам. Не было Итона или Оксфорда, как у писателей мужчин, представителей школы романтизма.
Мэри знала лишь домоводство, преподанное гувернанткой, да шестимесячный курс в «Школе для леди» мисс Петтман из Рамсгейта.

Родители Мэри, однако, были достаточно прогрессивны для своего времени.

Мать, в честь которую назвали Мэри, была известна как автор одного из первых образцов феминистской философии, «Защита прав женщины»; правда, Мэри ее не знала -смерть унесла через 10 дней после родов.
Отец, Уильям Годвин, был философом, политиком и литератором. Они вместе мечтали о правах женщин.



pg-10-shelley-pa.jpg


Перси Биши Шелли


Но когда 16-летняя Мэри сбежала с Перси Шелли, ее отец, этот бывший апостол свободной любви, отрекся от дочери и прекратил всякое общение с ней, пока не узнал о ее вступлении в законный брак.

Маленькой, Мэри жила в удушающих тисках семьи. Она начала чувствовать это, когда ее отец женился второй раз – мать Мэри умерла от последствий родов.
И не было никого, кто рассказал бы о страданиях молодых женщин, которые пытались стать независимыми. Статус женщины в этом мужском обществе был чрезвычайно низок. Забегу немного вперед и скажу: когда стало известно, что знаменитый, популярнейший роман написала девушка, его продажи резко упали.



mary_shelley-770x578.jpg



Мэри Шелли, или "Современный Прометей", 200 лет назад в январе 1818 года анонимно издала свой роман. С тех пор он стал самым анализируемым и оспариваемым романом всех времен.

Он цитируется сегодня в дебатах по этике научного прогресса. «Эффект Франкенштейна» стал синонимом сомнительных достижений в области генетики, и искусственного интеллекта, вызывая призрак опасностей науки.



file-20180122-46244-y1z3q7.jpg


Франкенштейн был первым в серии из семи романов Шелли, которую она опубликовала за три десятилетия.



487701af34f233c440f8f76fe59715ed.gif



Так начиналось присутствие женщин писательниц в этом чрезвычайно увлекательном жанре – фантастике и готике. А в последние годы участие  писательниц  усилилось - и кажется, что началось изменение парадигмы. 

Было использовано: 1, 2,



Tags: гендерные роли, готика, книга, фантастика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments