tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

А что у нее сзади?



Вы не ожидаете на картине, скажем, 1550 годов увидеть голый зад? Именно зад, не прекрасную филейную часть? Оно понятно – не ожидаете – Высокое Возрождение ведь). А такое в искусстве тоже есть.  В истории живописи много неожиданного. Давайте посмотрим.


Изображение для зрителя — это в первую очередь пространство. Оно ограничено рамками, но именно там развивается происходящее. Пейзаж ли, освещенный солнцем, натюрморт, оставленный на столе пресытившимися гостями, портрет или жанровая сцена – все в пространстве, все должно компоноваться в пределах картины. И никому, в общем-то, не приходит в голову заглянуть на оборотную сторону. Иногда это бывает зря)).
Там можно найти что-то совершенно удивительное и неожиданное – еще одно самостоятельное произведение. Иногда – это пример функциональности, подчинение изображений одной идее, как Алтарь Паумгартнеров (1503г) Альбрехта Дюрера, Гентский Алтарь(1432г.) Ян Ван Эйка и др.
Но есть и другие варианты.







Вот "Поединок Давида и Голиафа" - сцена изображена с двух сторон. Ее можно обойти и рассмотреть, как скульптуру. Действие на второй отделяет от начала лишь мгновение. Ее написал талантливый ученик Микеланджело Буанаротти, итальянский художник и скульптор Даниэле да Вольтерра. «Давид отрубает голову Голиафу», написано на большой сланцевой панели в 1550-1555 гг.




А это Пьеро дела Франческа - «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца». 1465-72.   
Знаменитый парный профильный портрет, изображавший урбинского герцога и его супругу в манере высшей эстетики эпохи  Ренессанса. 






На оборотной стороне диптиха изображены триумфы Федериго и Баттисты. Древнеримский обычай стал весьма популярным в эпоху Ренессанса, когда такие театрализованные представления сопровождали всевозможные празднества.

«Пьеро дела Франческа изобразил Федерико как победоносного полководца в стальных латах и с жезлом в руке на колеснице, запряженной парой белых коней. Позади него стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком, у его ног - 4 Добродетели (Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность), впереди - фигура Амура.

Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов (символ невинности и чистоты), она держит в руках молитвенник, её сопровождают 3 христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), тот же смысл имеют 2 фигуры за её спиной.    
Повозки двигаются навстречу друг другу, а внизу начертаны длинные латинские надписи, которые взывают к памяти потомков»





Бронзино. Двойной портрет обнажённого придворного шута («нани») Морганте (1553 год) Уффици.
Браччио ди Бартоло, иронично названный в честь гиганта Морганте Маджоре, героя эпической поэмы Луиджи Пульчи, был самым знаменитым из 5 карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти.

Он прибыл ко двору Козимо I Медичи около 1540 года. По словам Джорджо Вазари, он был умён, образован и чрезвычайно добр. Страдавший врождённой хондродистрофией раб, в 1555 году был удостоен дворянского титула, ему пожаловали земли и право жениться. Он даже сопровождал своего господина, которому был беззаветно предан, в дипломатических поездках. Но, несмотря на своё привилегированное положение, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.

В то время активно обсуждался вопрос, какой вид искусства имеет право называться «более благородным». Поэтому Бронзино изобразил карлика с двух сторон, показав, что живопись обладает способностью взглянуть на предмет с различных точек зрения, подобно скульптуре.
В работе Бронзино проглядывается мысль: пуcть он урод и шут, но он человек!







А иногда – просто шутка, фривольность, не предназначенная для глаз широкой публики. Но это позже, позже, но все равно в эпоху нравственности и жесткой морали.
Мартин ван Мейтенс, придворный художник Марии Терезии.
“Kneeling Nun”, c. 1731






Но часто, бывало, так, что художнику просто нехватало холста, который всегда был недёшев, он переворачивал картину и на другой стороне писал новую. Как Фешин.  В большей степени это веяние касалось художников-самоучек или художников, работающих вне официального номенклатурного искусства, чье материальное обеспечение сводилось к нулю.

Фешин Николай Иванович. «Барабанщик». (1901-1908 гг.).     
На обороте картины была нарисована другая картина – «Пузырист», но тоже с портретом брата художника. Чувашский государственный художественный музей.      

Искусство надо рассматривать всесторонне).



Tags: истории искусств
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments