
Масштабный цикл гобеленов «Анжерский Апокалипсис»– это уникальный шедевр шпалерного ткачества конца XIV века, созданный по эскизам фламандского миниатюриста, придворного живописца французского короля Карла V, Эннекена из Брюгге. Он ткался в парижских мастерских Николя Батайя и Робера Пуасона. Монументальная коллекция посвящена апокалипсическим картинам из Откровения Иоанна Богослова. Изначально она состояла из семи частей 23 м длиной и 6 м высотой каждая и занимала 850 кв.м (!).

Перипетии истории
Работа над «Анжерским Апокалипсисом» длилась семь лет с 1373 по 1380 год, и при жизни герцога шпалеры служили торжественным церемониальным украшением дворцовой залы.
\
В XV веке король Рене (René) отдал великолепную серию на хранение в кафедральный собор города Анже (отсюда пошло и название цикла), где она хранилась в сундуках до конца XVIII столетия.
Социальные и политические катаклизмы, последовавшие за Великой французской революцией, превратили бесценные шпалеры в защитные покрывала для деревьев в моменты зимней стужи. Таким образом, к середине XIX столетия от 140-метровой композиции уцелели только две трети полотен, которые были бережно реставрированы и сохранены каноником Жубе (Joubert).

Король Рене. Николя Фроман (1474).

Композиционно цикл представляет собой объединенные попарно шпалеры с контрастными красными и темно-синими фонами. Каждая тематическая часть обособляется вертикальным гобеленом с изображением святого под балдахином в момент его божественного видения.

Живописная же трактовка произведения основывается на канонических миниатюрах испанского монаха-бенедиктинца Беата Лиебанского, создавшего и иллюстрировавшего известный рукописный манускрипт «Комментарий к Апокалипсису» (или «Апокалипсис Сен-Севера», Х век).
Но фламандец не удержался и от вкраплений актуальной политической сатиры: так в образах всадников Апокалипсиса читаются черты английского короля Эдварда III и его старшего сына Эдварда Вудстока, прозванного «Черным принцем».
Особую ценность анжерскому циклу придает и особая виртуозная техника плетения гобелена в «две иглы», которая позволяет создавать шпалеры, идентичные по рисунку с обеих сторон.

Сегодня бесценный шедевр хранится в зале с приглушенным светом, чтобы не выцветали краски древних нитей.










Journal information