tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Шпалеры Жана Люрса

14192515_1801505570132197_7.jpg


Великий французский реформатор шпалерного искусства Жан Люрса 1892-1966, брат не менее известного архитектора-модерниста Андре Лурса принадлежал к обществу передовой космополитичной молодежи Парижа начала ХХ века. Он учился в ателье Виктора Пруве в Нанси, в ателье гравера Бернара Нодана и у мастера фресковой живописи Жана-Поля Лафитта в Париже.


U_1429_52310391180_Lurcat10.jpg


Люрса писал маслом и был постоянным участником художественных выставок актуального искусства в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, в том числе знаменитого «Салона независимых», создавал эскизы декораций и костюмов для многих легендарных постановок, и бесконечно путешествовал. География его перемещений охватывала страны Ближнего Востока и даже затронула Москву (коллективная выставка западных художников 1934 года). 


U_1429_52310391180_Lurcat10 (1).jpg


Гобелены по канве
Первые текстильные произведения, «гобелены по канве», Жан Люрса вышивал сам под руководством своей матери, ими стали «Зеленые Девушки» и «Вечера в Гранаде» 1917 года.
Впоследствии более крупномасштабные проекты по его картонам выполняла его первая жена Марта Хеннеберт. Так, четыре известных гобелена из серии «Бюря» которые сегодня входят в собрание Национального музея современного искусства были вышиты Хеннеберт в 1927 году.                                                                                  



Lurcat08.jpg
В конце 20-х–начале 30-х годов жена одного из видных французских политических деятелей Мари Кюттоли инициирует масштабный проект по возрождению популярности шпалерного искусства и приглашает ведущих художников, таких как Анри Матисс, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Фернан Леже и многих других к разработке актуальных концепций для мастерских Обюссона.
Однако экспериментальным путем, учитывающим специфику техники плетения гобелена, пошел только Жан Люрса,  он разрабатывает новую методику создания гобелена. Он вводит полноразмерный эскизный картон с системой цветовой нумерации и ограничивает число цветовых оттенков до 50.

Это позволило отказаться от живописной классической шпалеры и встать на путь поиска новых выразительных средств. Для получения новых декоративных эффектов он также уменьшил плотность плетения.


anons_Lurcat_V13_Page_02_Image_0001.jpg



В 1957 году, на пике славы, он начал свою главную работу «Песнь мира» (Le Chant Du Monde) - гобелен размером 350 м², эпическое и поэтическое видение ХХ века, взгляд художника, который без устали возвеличивал тревоги и надежды человека, придавая своему творчеству вселенский масштаб.
Его диковинный бестиарий, населенный вымышленными животными, существующими на границе с миром растений и минералов, создает симфонию шерстяных нитей, которую художник творил на протяжении всей жизни. Имя Жана Люрса все еще царит в истории гобелена ХХ века – его наследие включает более тысячи работ, больше, чем у любого другого художника-картоньера.

Tags: гобелен
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments