tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Почему портреты проституток Парижа Прекрасной эпохи резонируют и сегодня

61193 (1).jpg


Пост о Вальтесс де Ла Бинь – парижской куртизанке, писательнице и актрисе вызвал много гневных комментариев, например, таких: «почему же так принято восхищаться и воспевать б**дей?» Давайте попробуем разобраться. Но сначала – что такое прекрасная эпоха.
Прекрасная эпоха – это условное обозначение периода европейской в первую очередь французской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом.
В ту пору Париж был одержим проститутками. Куртизанки (как известно, дорогие любовницы политиков, бизнесменов и князей) выросли из нищеты, и в новом статусе наслаждались блеском и очарованием богатой элиты города.



1.jpg

Надар, Портрет Эдуарда Мане, ок. 1867-70


Они поражали воображение эпохи не только своими роскошными квартирами и роскошными драгоценностями, но и влиянием, которое оказывали на некоторых из самых известных людей того времени.
Ну, вот …, и художники той эпохи были тоже очарованы этими дамами: французская живопись, рисунок и скульптура того времени изобилуют изображениями куртизанок.

«Художники рисовали то, что было вокруг них, что они на самом деле видели», - сказал историк Анка Мюльштейн.

Вместо того, чтобы рисовать аллегории или исторические темы, они изображали то, что встречали в повседневной жизни.


1385080233-260_urok-tantsa-ok.1874-38-h-88-vashington-nats.galereya.jpg


Хотя эти художники сосредоточились на одной и той же теме, они изображали ее по-разному. Эдгар Дега писал более социально приемлемый мир театра и танца, сексуально туманную сферу.



e6380f9df7edt.jpg


Его картины не были монументальными; девушки редко смотрят на зрителя, они больше похожи на непритязательных и обедневших танцоров.

693cb9b523c2t.jpg



manet-3.jpg

Олимпия

С другой стороны, Мане предпочитает большие холсты. Проститутку он изобразил с изысканностью, она у него очень женственная и смело смотрит на зрителя. Речь идет о его картине 1877 года - Нана.

Хотя сегодня полотном гордится музей, история его признания не так воздушна.

Ее не приняли моралисты (вроде тех, что возмущаются на постах, посвященных Прекрасной эпохе с ее моделями).


В то время мир искусства с салонной живописью был комфортным для них - раскрашенные тела с тяжелой дозой востоковедения. Идеализированные, далекие от жизни, застывшие в роскошных интерьерах или сказочных пейзажах, они не оскорбляли взоры)).



61193.jpg

Нана

А тут вдруг современная куртизанка, «симпатичная девушка, практически подмигивает вам, практически высмеивая старика с его шляпой», - отмечает Мюльштейн, чья книга «Перо и кисть» исследует отношения между французскими художниками и писателями 19-го века.

«Тот факт, что она выглядела симпатичной, привлекательной ... очень довольной собой, это, вероятно, было шокирующим».
Французский академический салон, единственный реальный путь к художественному успеху в Франции 19-го века, недопустил картину к выставке 1877 года.

Но Мане нашел способ показать работу. Вместо салона он повесил ее в окне магазина безделушек на бульваре Капуцинов, одной из главных улиц Парижа.

Картина стала популярном аттракционом, ночным изобразительным каламбуром нарисованной проститутки, показанной на той же улице.

В конце концов они были реальной ночной жизнью Парижа,  
«настоящие живые люди», - говорит Мухльштейн. «Если вы смотрите на картину Нана, то и она смотрит на вас».

Она - человек - вы не можете просто отбросить ее в сторону, как если бы вы столкнулись на улице с девицей лёгкого поведения. Внезапно вы оказались с ней лицом к лицу.

Тогда это вызывало дикое возмущение, как показала жизнь, у некоторых вызывает и сейчас.




1280px-Édouard_Manet_-_Le_Déjeuner_sur_l'herbe.jpg


Натурщицей к этому полотну и к «Завтраку на траве» послужила Мёран, чувственная, огненно-рыжая красавица, она не была куртизанкой, но ее образ был настолько живым и естественным, что навевал именно такие ассоциации. Это даже повредило ее репутации, которую она потом отстояла. Мёран была художницей.


Edouard_Manet,_A_Bar_at_the_Folies-Bergère.jpg


А в 1882 году, за год до смерти, Мане представил свою самую скандальную и последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а проститутка, ночная бабочка Парижа. История картины освещена многими в Сети, не буду на ней останавливаться. Просто посмотрите – она чудесна, полна смысла и на ней живая, настоящая, не идеализированная женщина.


5594eff6-2a34-44e6-9be5-873ed5d02f8e.jpg

Вот эскиз.



1880.jpg

А вот бар Фоли-Бержер, фото 1880


Здесь витал дух нового времени, дух нового Парижа, здесь развлекались приличные мужчины и неприличные женщины).

Здешних барменш Ги де Мопассан называл «продавщицами напитков и любви».

И сегодня, восхищаясь картинами Мане, Гервеса и Курбе, Жерве, Будена и Форена, рассматривая женские нежные или чувственные портреты – зачастую мы смотрим на лица парижских куртизанок. Потому что они были настоящей живой жизнью Прекрасной эпохи. Маркером.

Надуманные вычурные сюжеты академистов уходили в прошлое – их время кончалось, и девушки Монмартра заполнили полотна художников.

еще на эту тему


Tags: истории искусства
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 40 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments