Кто бы мог подумать, что тонкие - тонкие, шелковистые нити паутины могут быть сплетены в холст, достаточно сильный, чтобы выдержать абразивные удары кисти художника? Но 100 картин, сохранившиеся сегодня в музеях и в руках частных коллекционеров, свидетельствуют об этом невероятно хитроумном, трудоемком ремесле, который практиковали австрийские монахи Тирольских Альп в XVI веке.
Миниатюра, иногда ее называют росписью, писалась на тканях из паутины. Нити собирались в дикой природе, в темных уголках домов и сараях – везде, где могли пауки раскинуть свои охотничьи сети. После тщательной очистки полотен они растягивались поверх картона, образуя тонкий холст. На него наносят слой разбавленного молока, чтобы добавить силу. Теперь холст готов к рисованию, но он все еще очень хрупок и его легко уничтожить неосторожным движением.
Техника выполнения этих миниатюр разнообразна: некоторые написаны акварелью, другие отпечатаны на паутине, как обычные гравюры, третьи представляют собой тончайшие рисунки китайской тушью.
Часть картины красками не покрывалась, создавался только прозрачный фон. Это подчеркивало необычность материала. Глаза, волосы, рисовались легкими мазками, а цветы, гирлянды и ленты наносились густым слоем краски. В углу миниатюры художник изображал маленького паучка. Такая эмблема символизировала то, что «полотно» изготовлено из паутины.
До нас дошло несколько миниатюр, выполненных китайской тушью при помощи кисточки. Рисунок настолько тонок, что трудно поверить, что он делался кисточкой, а не пером - перо порвало бы паутину.
Живопись на паутине поражает своей прозрачностью. Если картину поместить на свет, ее можно рассматривать и с обратной стороны.
Очень часто эти картины вывешивались в окне, чтобы их можно было рассматривать на свет. А иногда их заключали между двумя стеклами в красивую деревянную рамку.
Средние габариты картин, выполненных на паутине, не превышали размера современной почтовой открытки. Самая маленькая картина имеет в длину 10 сантиметров и в ширину 7 сантиметров.»
Трудно объяснить, почему монахи пошлина такие усилия, создавая что-то настолько уязвимое для малейшего прикосновения.
Художники использовали различные непрозрачные акварели для создания картин. Но фоновые области остались неокрашенными, так что, когда они держатся против света, фигуры, похоже, плавают в опалесцирующей дымке.
Самые первые картины - паутины были со святыми, и они висели в окнах церквей и монастырей. По мере того как методы распространялись, они стали встречаться в домах обывателей - их можно было купить на ярмарках.
Эти картины паутины были экспортированы в Англию, Северную Америку и Германию в значительных количествах. Тема также стала более разнообразной. В XIX и начале XX века художники паутины Инсбрука рисовали пейзажи и сцены с участием местных крестьян, а также сцены войн независимости.
«Впервые увидев готический дизайн веб-паутины на обложке футляра, можно ожидать чего-то довольно темного и жуткого внутри», - говорит Джейсон Наргис, специальный библиотекарь коллекции, в который содержится 4 из примерно 100 существующих картин. «Вместо этого картины простые и легкие».
Charles Deering Mccormick Library of Special Collections, Библиотека Северо-Западного университета
Но, пожалуй, самое удивительное то, что паутина служила материалом даже для гравюр. Почти невозможно себе представить, как такой тонкий материал мог выдержать сложный процесс печатания с металлических пластин, но тем не менее паутина натягивалась на плоскую поверхность и подвергалась давлению под прессом.
Акварельная картина Иоганна Бургмана из "Книга семи печатей".
Иоганн Бургманн тирольский художник, один из самых плодовитых художников паутины в конце 1700-х и начале 1800-х годов.
Писал для южнотирольских церквей.
сайт
Journal information