tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Чёрный ужас, рожденный в СССР

stereographic_images_5.gif



Кажется, любой взрослый помнит детские страшные истории. В лагере, или оставшись у подруги с ночевкой, после того, как взрослые выключат свет и пожелают спокойной ночи, начинались страшные рассказы. «Черная-черная рука ползла по черной-черной стене», из-под кровати выползал «черный человек» ..., а я помню историю про чёрный чемодан, у которого в крышке были острые зубы-капкан, которыми он откусывал руки маленьким девочкам.
Страшилок и боялись, и нет. Кому-то они помогали заснуть – как сказка на ночь, а кто-то долго ворочался в постели)



NPGhLquYxkw.jpeg


Долгое время на них никто не обращал внимания, но потом стало очевидно: страшилки — это фольклор. Который надо изучать. И там уже есть классика. Но, кроме того, что это яркий пример устного творчества, интересно, как они влияют на психику детей и когда они возникли.

Есть немалая вероятность, что  возникновение их связано с 1920-ми годами, когда впервые появились пионерлагеря. Уже в ранних выпусках газеты «Пионерская правда» можно найти описание бесед у костра и рассказывания историй. Тем не менее, до некоторых пор их тематика не подразумевает никаких страшных историй: там еще не фиксируется ни летающих простыней, ни красных глаз, ни другого.

Пересказ страшной истории про пастушка Гришку, опубликованной в газете «Пионерская правда» в 1927 году:

«Пастушка Гришку сильно напугали звуки, доносившиеся из склепа, когда он пас коров на кладбище. После этого случая по деревне начали ходить слухи про этот склеп, про старого барина, который будто бы стал выходить из него. Боялись все, но только пионеры продолжали ходить на кладбище и рассказывать там свои истории. Однажды они снарядились в город, где встретили двух приказчиков. Мужики  рассказали им историю о том, как во время сильного дождя залезли пьяные в кладбищенский склеп, а под утро с охами и вздохами выбрались наружу. После чего наблюдали удаляющегося с криками пастушка. Пионеры рассказали всем в деревне эту историю, и слухи про старого барина прекратились».

Видите, здесь ничего страшно нет. Она про то, как развенчали ужас.

Как именно такие рассказы перешли к «страшным историям», неизвестно.



stereographic_images_14.gif


В нашем XXI веке классические страшные истории за редким исключением бытуют в естественной для них ситуации —в среде младших школьников. Но они уже не так пугают: тот же гроб на колесиках из-за того, что пересказан несколько раз за множество лет, не вызовет ужаса).
Но тем не менее, есть некоторые сказки, которые воспринимаются детьми, как ужас. Их называют «крипипаста»



stereographic_images_12.gif

«В своем изначальном виде термин «крипипаста» использовался для обозначения крипи-текстов, путем репостов распространяющихся по соцсетям. Согласно этой логике, любые тексты — истории про призраков в заброшенных домах, бесплотных духов, отвратительных зомби, безумных маньяков и прочих характерных для страшного фольклора персонажей — могут именоваться крипипастой, если будут постоянно поститься и репоститься в интернете. Снова и снова». Эста Матвеева.



stereographic_images_10.gif

Вот 2 примера

Отрывок из страшной истории про леггинсы-убийцы из архива Эсты Матвеевой:

«В общем, жила-была девушка, ей было лет 18. У нее была одна проблема: она была весьма полной. Ну то есть жирной, девушка жирной была жутко. Как-то раз она идет по городу и думает, как у нее все плохо, [какая] она жирная, и что нет у нее возлюбленного, ее гнобят. В общем, ей плохо, и тут она заходит в подворотню и видит там цыганку. А цыганка ей говорит: „Я смотрю, ты страдаешь, и смотрю, от избытка жира, я подарю тебе такие леггинсы, ты ходи в них на дискотеку и похудеешь“. Надела девушка эти леггинсы и пошла в клуб. Танцевала она там, танцевала, приходит домой, снимает их, смотрит в зеркало и понимает, что стала совсем худой. Она подумала, что это круто, и снова пошла на дискотеку. Но так получилось, что она опять зашла в подворотню. Там снова цыганка, и она обращается к девушке: „Ты похудела, так что теперь леггинсы не надевай“. Не послушалась девушка цыганку, надела леггинсы и пошла танцевать. Приходит домой, снимает леггинсы, смотрит в зеркало, а она скелет. И она умерла».


stereographic_images_12.gif



Отрывок из крипипасты про Слендермена:

«С замиранием сердца я подошла и сорвала записку. На ней огромными буквами было написано единственное слово: „БЕГИ“. Кровь застыла в жилах, и сердце начало учащенно биться, когда я поняла, что сзади меня стоит ОН. Лесную тишину прорезал громкий крик; фонарик с камерой вывалились из рук. Я повернулась, чтобы убежать. Он стоял передо мной. И я поняла… это конец. Последнее, что я помню, это резкое головокружение и дикую боль, пронзившую всё мое тело. И лицо. Холодное, пустое, страшное лицо».



168.gif


Автор этих романтических созданий – художник Дейн Фэйгерхолм.



161.gif


По-моему, все это смешно, забавно и помогают детям справиться со страхами. Но есть дяди и тети, которые считают, что крипипаста негативно влияет на сознание детей.

Как вы считаете, стоит ли опасаться склонности детей к страшилкам?

А вас пугали в детстве? Если помните каую-то страшную детскую историю, расскажите.
Пишите, не стесняйтесь.

использовано
сайт



Tags: городские легенды, фольклор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments