Виктор Гюго (1802-1885), знаток французского романтизма, как мы все знаем - гениальный писатель. Эмоциональная сила, присущая его романам, очаровывает всемирную аудиторию по сей день. Он родился в эпоху имперской славы, пережил революции, восстания и резню, был свидетелем и даже участвовал в великих политических судорогах своего времени. Гюго предстает перед потомками как само воплощение французского 19 века.
Но у писателя была еще и художественная страсть: на протяжении десятилетий он сделал более 4000 рисунков, особенно в 1848-1851 годы, в период, в течение которого он решил прекратить писать и посвятить себя политике.
Он рисовал на бумаге, как правило, пером и черной тушью, тонировал бумагу древесным углем или кофе, рисовал пальцами, экспериментировал с другими нетрадиционными методами. Он воздал должное Франсиско де Гойе.
В сказочных изображениях соборов и замков он вызывал духов прошлого.
Надо сказать, что Гюго реально увлекался оккультизмом и посещал спиритические сеансы, модные в Париже в 1850-х годах. Он задокументировал свой опыт и считал, что может вызывать духов, которые помогали ему создавать его искусство.
Свобода Виктора Гюго при работе с художественными материалами была почти безграничной: говорят, что он пытался регулярно рисовать левой рукой или, не глядя на лист, пытался заставить подсознание создавать композиции; работая в сепии, иногда используя нетрадиционные материалы, такие как кофейная гуща или пыль, он часто допускал преобладание случайного принципа, и это поражает – на дворе стоял конец 19 века, а не сегодняшний день, и до новаторских поисков изобразительных материалов было еще далеко.
Но не для Гюго. Он передовой безумец. Почувствуйте силу его рисунков.
Сам Гюго мог быть неуверен в своем искусстве, он считал его второстепенной деятельностью. Но это было не просто хобби и, кстати, к его работам серьезно относились выдающиеся друзья-художники.
Эжен Делакруа сказал, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, он был бы одним из величайших в столетии, а поэт и критик Теофил Готье, отметил в одной из первых статей, что «если бы он не был поэтом, то был бы художником первого ранга. Он преуспевает в смешивании в своих диких и мрачных фантазиях светотени Гойи с ужасающими архитектурными эффектами Пиранези».
Кошмарные «Кружева и привидения» (1855/56). Частная коллекция.
Journal information