В 1919 году Антонио Лигабу приехал из Швейцарии, изгнанный по просьбе приемной матери за жестокое поведение из Gualtiera, деревни в итальянском регионе Бас-Реджиана. Предполагалось, что он итальянец. Он ничего не знал об этом, сначала даже не знал итальянского языка. Более того, он был умственно отсталым. Он родился в плохой семье, от плохого отца, и плохая мать и отправил его в неправильное место.
Он был сумасшедший художник из Нижней Паданы, изолированный от гражданского общества, мифическая фигура искупления через искусство.
И его единственным подарком от судьбы была способность потрясающе рисовать.
Его картины и скульптуры необычайно энергичные. Они - картины и статуэтки, они удивительны, в то же время они взрывчатые, они выразительны, динамичны, и абсолютно спонтаны.
Сила подлинности и отличительная оригинальность выделяет его творчество.
Он писал свой собственный воображаемый мир, который родился в его голове, и он предпочел его, летая там годами.
Когда его дела пошли в гору, он купил мотоцикл своей мечты, но остался одинок. Вообще-то, он купил на гонорары 12 мотоциклов (и еще лимузин в придачу, и водителя нанял). На одном из своих мотоциклов художник и разбился в 1965 году.
За всю жизнь Лигабу перешел от повседневного унижения и отверженности к высшему искусству. Только Винсент Ван Гог достиг это.
Вот небольшой рассказ о жизни.
В 9 месяцев его отдали в приемную германо-швейцарскую семью. Новый отчим Йоханнес Гобел Валентин и Элиза Хенсельман – мачеха, такая мачеха, его воспитывали. Но это был кошмар, что и говорить. Семья жила бедно и с младенчества Антонио страдал из-за витаминной недостаточности и рахита - неуклюжий вид останется у него на всю жизнь.
В 1913 году он только перешел в третий класс. С детства Антонио демонстрирует признаки нетерпения к миру. Тяжелый характер и трудности в обучении привели его к тому, что пришлось сменить школу для детей-инвалидов, а в мае 1915 года он был отчислен за проступки и из новой школы. Но Антонио научился читать с определенной скоростью, математика и орфография давалась ему с трудом.
Затем он переехал со своей приемной семьей в Стаад. В период с января по апрель 1917, после тяжелого нервного срыва, был госпитализирован в первый раз в психиатрическую больницу. И только живопись позволяла ему успокоиться.
Антонио никогда не видел свою биологическую мать, которая умерла вместе с тремя детьми в результате пищевого отравления. И в этом факте опять читается вмешательство судьбы – отверженный матерью и отданный в другую семью Антонио единственный из этой плохой семьи остался жить. Позже художник сменит свою фамилию Лаккабуэ на Лигабуэ (Ligabue), предположительно из-за ненависти к отцу, которого винил в смерти матери.
В 1928-1929 Лигабуэ он и жил как дикарь в лесу у реки По в хижине скрытой растительностью, посвятив себя живописи и часами бродил вдоль реки. В 1937 году он был госпитализирован в психиатрическую больницу в Реджо-Эмилии.
В 1941 году скульптор Андреа Мозалли забрал его из психиатрической больницы и поселил у себя.
Во время войны служил в качестве переводчика для немецких войск. В 1945 году, за то, что ударил бутылкой немецкого солдата, он был в очередной раз отправлен в психиатрическую больницу и оставался там в течение трех лет. Во время госпитализации, Антонио рисовал, и, проведав о необычном пациенте, пишущем невероятные картины, его навещает журналист Ромоло Валли.
Журналисты, критики и арт-дилеры начали интересоваться им. Стоило только показать его творчество зрителям, как он обрел славу. Строгие композиции, организованные в ритмическом стиле, где яркие цвета гармонизированы и коммуникабельны поражали тогда и заколдовывают сейчас. Антонио Лигабуэ стали называть итальянским Ван Гогом.
Но его сравнивали не только с Ван Гогом. Еще и с таможенником Руссо. Справедливо, в общем, но Лигабуэ не любил людей.
И Ван Гог, и Таможенник Руссо тянулись к обществу, пытались заводить друзей, хоть это часто было трудно, болезненно и почти всегда безуспешно, а вот Антонио Лигабуэ людям не доверял, видел в них сразу и часто метко негатив, сторонился и предпочитал уйти в лес и жить, как я написала выше, дикарём.
В сентябре 1955 года, во время ярмарки Гонзага (Мантуя), была проведена первая выставка работ Антонио Лигабуэ. В следующем году он принял участие в премии Suzzara.
Да, общество не понимало и не принимало Ван Гога, но у него была семья, у него был поддерживающий его и материально, и морально брат Тео, у него была возможность учиться ремеслу художника.
Лигабуэ же был одинок.
Его творчество хорошо иллюстрирует один из самых интимных аспектов искусства Лигабуэ, он мог чувствовать себя животным, которое изо всех сил пыталось справиться с тяжелой жизнью, он выступал в нем против суровости, которую испытал с детства.
Тот же животный инстинкт, который вырывается из его работ, посвященных животным, мы находим в его лице, он смотрит на мир с подозрением, иногда грубо, с явным камуфляжем под зверей. Он рычал, как раненый дикий зверь, - особенно в те моменты, когда писал своих разъяренных диких котов. Лигабуэ увечья себе тоже наносил (и запечатлевал их на автопортретах).
С 1940 года начинается живописный дневник, состоящий из автопортретов, обозначающих интенсивность жизни страстей и эмоций, и его свирепых животных.
Он писал много зверей. Его психические проблемы были реальными, его страдания ясны, поскольку они рассказывают нам в автопортретах. И его нетерпимость к жестокому обществу, его реакция на угрожающий ему мир отражалась в портретах совсем непростых котиков.
Автопортрет с пугалом
И да, в Москве, в Музее современной истории России проходит его выставка по 11 марта.
«Антонио Лигабуэ. Зеркало души».
Одним из кураторов выставки Антонио Лигабуэ является Витторио Згарби - известный арт-критик и писатель. Вот что Згарби говорит о Лигабуэ:
"Его живопись напоминает наскальную, да и сам он, что скрывать, был очень похож на пещерного человека. Его искусством будто движут первобытные инстинкты".
Хотите увидеть магнетически заряженные роботы итальянского Ван Гога? Вам сюда.
Journal information