tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

6 классических поз в искусстве, которые надо знать



Попробуйте встать в позу Давида Микеланджело или Венеры Боттичелли. Или улечься как Олимпия Эдуарда Мане - и вы обнаружите, что чувствуете себя в этих позах совершенно иначе, чем выглядят герои – им вроде комфортно, а вам нет)), а некоторые из самых известных поз арт-истории вообще невозможно воспроизвести.

Независимо от анатомической точности, некоторые классические позы снова и снова повторяются в изображениях. Это визуальный язык, и согласно визуальной лексике, размещение руки или ноги может превратить человека в императора, богиню или даже вечную душу.

Смотрим 6 самых популярных поз и жестов в изо, и вот чуть объяснений на этом древнем языке.

Небамун, охотящийся на болотах, фрагмент сцены из часовни-могилы Небамуна в конце 18-й династии - около 1350 года до н.э. Британский музей


Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы. И в пространстве фигура ставится так, чтобы подчеркнуть ее значимость.
Древние египтяне ставили тело в невозможном повороте, он сочетал в себе множество перспектив в одной позиции. Смотрите: в рельефах, стелах и настенных росписях, торс развернут анфас, а голова, бедра и ноги полностью в профиль. И хотя лицо тоже в профиль, его единственный миндалевидный глаз смотрит прямо на зрителя.




Зачем ставить тело таким образом? Одна из причин проста. Носы и ноги легче рисовать в профиль, а глаза и плечи - прямо. Это одна из самых простых поз для копирования в рисунке, но наиболее сложная для воссоздания «вживую».

Но не это главное.
Древние египтяне считали, что душам нужны земные дома: саркофаги или портреты, чтобы жить в них после смерти. Вот и композиционная поза представляет фигуры как непоколебимые, неподвижные и совершенно вневременные, рождающие чувства вечной жизни.

Контрапост



Контрапост (итал. contrapposto — «противоположность») — приём изображения фигуры в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

Контрапост одна из самых популярных поз в живописи и скульптуре.
Придуманная древними греками в начале V века до нашей эры, поза дает жизнь статическим фигурам, наделяя их естественным чувством движения. Туловище фигуры, плечи и голова все откидываются от выпрямленной ноги, таким образом завершая поворот.





Контрапост мог обмануть зрителей, казалось — это живое, дышащее человеческое существо, и это чувство легкого натурализма захватило греков.
Если понять эту позу, то можно видеть ее повсюду, от ренессансных шедевров, как Давида Микеланджело до современных фотографий.


                                                                                                             


Поза оратора




Если вы стали в контрапост, подниняли правую руку и указательный палец, вы попали в позу adlocutio (или оратора). В истории искусства эта командная позиция зарезервирована главным образом для лидеров, и полководцев, призывающих к бою.

Посмотрите, они все поднимают правые руки. Почему?



В западных художественных традициях правая сторона тела символически связана с праведностью и божественностью. В картинах Страшного Суда изображается благословенное восхождение на небо; праведники с правой стороны Христа, а проклятые - слева.




В ранних брачных портретах мужчины стояли справа от своих жен, чтобы сообщить о своем более значимом статусе в союзе.




Соответственно, поднятые правые руки Августа, Наполеона, Вашингтона и Мао связывают свою власть с небесами и отдают дань уважения лидерам прошлого.




Стыдливая


«Афродита Книдоса» - самая известная из произведений Праксителя, и, возможно, одна из самых известных скульптур классической Греции. Работа вдохновила художников на долгие века.



Женщины изображались обнаженными в более ранних греческих искусствах, таких как керамика, но обычно только куртизанки или рабыни, а не божества. «Афродита Книдоса» - первая известная нам полностью обнаженная скульптура богини.
Из-за его чувственности и красоты она была одной из самых эротичных в древнем мире. Мужчины были безумны от желания ее; Плиний заметил, что некоторые посетители «преодолевали любовь к статуе».

Немалую роль в божественной красоте играла поза.

Кажется, Праксителю пришлось изобрести ее, до Афродиты она не наблюдалась.
Стоя в конрапост, Афродита Праксителя замечает незнакомца. Богиня отшатнулась, прикрыв рукой лобок и схватив одежду.





Эта стыдливая поза быстро стала стандартной иконографией для изображения женщин в искусстве, переводом с визуального на чувственный язык.

Она бесчисленно повторялась художниками, Боттичелли, Рембрандтом ван Рейном, Пикассо и дугими, ее тревожное повествование говорит о жесте женщины, защищающей свое тело.



В зимний день в 1506 году в римском винограднике был обнаружен эллинистический греческий шедевр Лаокоон и его сыновья (около 40-30 до н.э.). Прежде чем композиция была полностью раскопана, Микеланджело уже бросился на место происшествия, желая изучить и зарисовать древние мраморные фигуры.

Скульптура была откровением, наполненным драматическими движениями, раньше невиданными в искусстве. Все тело Лаокоона изогнуто вдоль центральной оси - его ноги в одном направлении, а его торс повернулся в другую сторону. Эта змеиная поза (или figura serpentinata, по-итальянски) преследовала Микеланджело, и многие из его более поздних скульптур и картин имитируют тело Лаокоона.

Серпантиновые позы захватывают, но они почти всегда неестественны. (Немного покрутите свое тело в противоположных направлениях).

Это преувеличенное напряжение прекрасно давалось художникам - маньеристам и барокко, таким как Бронзино и Бернини, которые наполняли свои образы движением. Лаокоон попрал стандартный контрапост, показав, что тела могут выражать гораздо более эмоциональную драму, чем эффект одного шага.




Спустя четыре года после открытия Лаокоона, в 1510 году Джорджоне нарисовал первую непринужденную женскую обнаженную фигуру.
«Спящая Венера» — один из самых совершенных женских образов эпохи Возрождения. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале лежит античная богиня любви и красоты Венера.
Такая эротика допускалась только потому, что в ней фигурировала богиня, а не «настоящая» женщина.




В 18-м веке многие художники увлеклись темой османского гарема. Вместо того, чтобы изображать Венеру, Жан-Огюст-Доминик Энгр и Эжен Делакруа, рисовали одалиску. Хотя она не была богиней, одалиска по-прежнему считалась «другой» и можно было сексуализировать фигуру без упреков.

С Олимпией Мане стал первым известным художником, разместившим в этой позе современную белую женщину - и потряс аудиторию. Олимпия не пассивно лежит с закрытыми глазами, а смотрит прямо на зрителей,что тоже было шоком.

Картина была революционной, но Олимпия также добавилась в длинный список работ, изображающих обнаженных женщин в этой позе.







В 1989 году Guerilla Girls классно обратили внимание на эту тенденцию, создав плакат одалиски с провокацией: «Неужели женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Метрополитен?» По Саре Готтесман.


Tags: истории искусств
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →