tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Зачем нам корона, если нет царя? Что сделали большевики с сокровищами царского дома

Утерянные сокровища – разворованные и распроданные

1.JPG


К началу ХХ века в России была богатейшая коллекция произведений искусства, которую собирали – покупали и получали в дар цари. Императорский дом покупал шедевры и хранил. Ну, и подарки, конечно. Коллекция была уникальной.
И большевикам попало в руки потрясающее собрание сокровищ. Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III Ольге.


В 1920 г., советская власть организовала хранилище царских сокровищ. Правда, прежде, чем хранить, большевики собирались... пошерстить. Разграбить.


kak-bolsheviki-prodavali-dragoczennosti-romanovyix.jpg


Главной задачей Гохрана было не хранение собранных сокровищ, а их «обезличивание» и «реализация». Большевикам нужны были деньги на разжигание пожара мировой революции и поддержку своей власти в разорённой стране. В ход пошли императорские ценности.
Теперь большинство огромных богатств царской семьи широкой публике недоступно. Они осели в частных коллекциях.




612664395a40232133447d33247d383338313436363538.jpg

Картина Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год).

В книге, которая вышла в свет в Москве (дек. 2000), с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том, как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну "первого в мире коммунистического государства".

Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж"...


5083-NDM4NjU1ODIyYg.jpg


Во второй половине 1920 года Советское правительство затопило международный арт-рынок сокровищами из музеев страны.

Такой крупномасштабный поток в истории искусства никогда не видели.
Сокровища из Алмазного фонда, Кремля, Эрмитажа и Третьяковской галереи были проданы или проданы непосредственно миллионерам из США и Европы.

«Были люди разные. Арманд Хаммер был дьявольской фигурой. Мне сказали, что было страшно быть с ним в одной комнате. Он организовал продажу русского антиквариата (за что советское правительство дало ему 10-процентную комиссию), организуя продажу «Романовских сокровищ» (которые фактически не имели отношения к имперской семье) в крупнейшем универмаге Нью-Йорка, лорд И Тейлор», - сказала Наталья Семенова, историк и автор  « Сокровищ России» .

Королевские короны и бриллианты, иконы и другие религиозные объекты, редкие картины и скульптуры были проданы навалом для министра финансов США Эндрю Меллона, нефтяного магната Калуста Гулбенкяна, а также посла США Джозефа Дэвиса и его жены Марджори Пост. Многие художественные работы позже стали гордостью музеев всего мира - от Мет и Хиллвуда в Вашингтоне, в Музей Калуста Гулбенкяна в Лиссабоне.


1153454_2.jpg


Император Николай II подарил это яйцо Фаберже из платины с бриллиантами, рубинами своей жене Александре Федоровне.  Оружейка Московского Кремля продала ее в 1927 году в галерее Вартски в Лондоне, а в 1970-х годах она стала частью коллекции Malcolm Forbes в Нью-Йорке.

Сегодня он экспонируется в музее Фаберже в Санкт-Петербурге в рамках коллекции российского миллиардера Виктора Вексельберга.

Пропажа последней коллекции яиц Фаберже - загадка века. К каждой Пасхе Фаберже делал яйца для всей царской фамилии. Работа огромная! Фактически она начиналась чуть не за год. По идее, к весне 17-ого коллекция была готова.

Но! В феврале Николай отрекается от престола. Коллекция остается "неподаренной". Где она? Что с ней? Неизвестно. Официально- ее и не было. Тогда откуда известно, что одно яйцо называлось " Бедуин", а другое" Соловей"?


22428331.jpg


«Зимнее» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года.
Хранится в Катаре, в коллекции эмира.
Это самое дорогое яйцо из всех, заказанных Романовыми. Также оно являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.


33.JPG


Царские кубки. Они вернулись. Не благодаря большевикам, скорее, вопреки.

Они были изготовлены в XVIII в., когда в Санкт-Петербурге появилось стекольное производство. Необычное и сложное дело находилось под покровительством Петра I и было поручено губернатору столицы князю Меншикову. После его опалы завод стал государст­венным предприятием.

На фото - редчайшие парадные царские кубки трёх эпох: царст­вования Анны Иоан­новны, Елизаветы Петровны, Екатерины II.

Они из коллекции Вишневской - Ростроповича, которая была составлена на Западе. На родину кубки вернулись неожиданным образом. В 2007 г. аукционный дом Sotheby's объявил о распродаже этого богатейшего собрания русского искусства, но публичные торги, которых ждали сотни коллекционеров со всего мира, не состоялись - накануне всю коллекцию купил Алишер Усманов и подарил Российскому государству.

Сейчас коллекция находится в резиденции Президента России - Константиновском дворце под Санкт-Петербургом.




131994682_4070986_FersmanaRussias1925RTL017954_0045.jpg


Огромная партия драгоценностей (9 кг!) была продана торговому агенту Вейсу, а в 1927 г. они оказались на аукционе «Кристи» в Лондоне. Было продано около 120 коронных ценностей. И среди них — уникальной красоты жемчужная диадема и венчальная корона последней императрицы Александры Фёдоровны.


5084-ZDdmN2E5ZDcwMw.jpg

Это одна из самых скромных корон, проданных большевиками. Новинка последней русской императрицы Александры Федоровны по случаю ее свадьбы в 1894 году.

Корона была продана в 1926 году Гохраном Норманну Вейсу, который в 1966 году продал его через Сотбис. Сегодня это часть коллекции Hillwood в Вашингтоне, округ Колумбия.


4fa0a5ef7165f8b520cd39083d8c090c.jpg

Диадема с рубинами

Одно из тех сокровищ, которое мы никогда уже не увидим. Диадема изготовлена фирмой «Болин» в 1874 г. для дочери Александра II Марии. Царь выдавал любимую дочь за сына королевы Виктории герцога Эдинбургского. В качестве приданого он заказал драгоценную парюру - большой гарнитур украшений, в который обычно входили диадема, колье, серьги, брошь и браслеты.

Диадема погибла (предположительно после Второй мировой войны), как и многие изделия фирмы «Болин», отличающиеся крупными и редкими драгоценными камнями. Именно из-за этих камней старинные украшения беспощадно разламывали и использовали для более современных.

Колье из этого комплекта в 1990-х неожиданно появилось на аукционе. Покупатель сохранил инкогнито. Владельцы ювелирных раритетов в интересах безопасности часто предпочитают оставаться в тени. На больших аукционах они, как правило, совершают покупки по телефону.


1f25f91055cf9fbb3e85feee16be6fe0.jpg


Каминные часы из Аничкова дворца.

Эти часы из серебра и оникса высотой 70 см фирма Фаберже изготовила по случаю серебряной свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. Они украшены 25 ангелами.

До революции часы находились в Аничковом дворце, в покоях Марии Фёдоровны.

Из России их вывезли в 1920-х гг., когда имущество из дворцов царской семьи вагонами отправляли на Запад. Советское правительство в официальной прессе оправдывало эти сделки тем, что вырученные средства пойдут на нужды индустриализации. Однако годы экономического кризиса были не самыми лучшими для массовой торговли антиквариатом - аукционы шли вяло и приносили совершенно ничтожные суммы. В эти фатальные для русского ювелирного искусства годы в плавильных печах Гохрана тонны серебряных изделий были превращены в слитки.

Каминные часы из Аничкова дворца чудом дошли до наших дней. Дважды за последнее десятилетие их выставляли на аукционы Сhristie's.

Их нынешним обладателем является известный коллекционер Александр Иванов.


Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал - покончил жизнь самоубийством.

А потом, практически покончив с русским ювелирным искусством, эти дикари добрались до шедевров мировой живописи.


seologyka.jpg

Рембрандт. Отказ Святого Петра. 1660


Продажа этой работы в Амстердаме в 1933 году стала настоящей трагедией для сотрудников Эрмитажа. Директор музея в то время Борис Легран писал: «... это наша единственная работа, в которой Рембрандт использует эффект искусственного освещения».


Jan_van_Eyck_-_Diptych_-_WGA07587.jpg

Николас Пуссен. Рождение Венеры (Триумф Нептуна и Амфитрита).  1638-1640


Один из четырех «триумфов», которые Пуссен написал для легендарного кардинала Ришелье, эта картина была куплена Екатериной Великой. В 1932 году он был продан Фонду Элкинса, и сегодня его можно найти в Художественном музее Филадельфии.

5087-YzVhY2VlYmY1MQ.jpg
Рафаэль. Мадонна Альба. 1510

Эта картина была самой большой работой гения Ренессанса. В 1931 году он был продан Эндрю Меллону за тогдашнюю рекордную цену почти в 1,2 миллиона долларов. Сегодня он находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.


5086-NTdhNzk0ZDE0Yg.jpg

Питер Пауль Рубенс. Portrait of Helena Fourment. 1630-1632

Екатерина Великая купила картину для Эрмитажа, но в 1929 году Советы продали ее Калусту Гульбенкяну. Сегодня он находится в музее Гулбенкяна в Лиссабоне.


Снимок.JPG

Ян Ван Эйк. Две панели триптиха,  Распятие и Страшный суд . Около 1430


Панели из так называемых «татищевских складных икон» (они были куплены послом России в Испании Дмитрием Татищевым) - фрагменты триптиха, центральная часть которого была потеряна. В 1933 году они были проданы в Музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке. После продажи этих панелей, а также «Благовещение», которое ушло в Меллон несколько лет назад, Эрмитаж был лишен всего своего Ван Эйка.

111.JPG

Винсент Ван Гог. Ночное кафе. 1888

Музей нового западного искусства в Москве (ныне Государственный музей Пушкина) продал работу Ван Гога в 1933 году Стивену Кларку, который завещал его в Художественном музее Йельского университета.


2.JPG

Тициан. Венера с зеркалом. Около 1555

Шедевр Тициана вошел в коллекцию Эрмитажа в 1850, но был продан Эндрю Меллону в 1931 году. В конце концов, он стал частью коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия.


В 1934 г. разграбление прекратилось. Прибыли тогда получалось мало, а ущерб для репутации партии огромный. Русские эмигранты на Западе не молчали. В глазах Запада выглядеть варварами не хотелось...
Дальнейшая история Гохрана — достойная. Он сыграл выдающуюся роль в сохранении и приумножении сокровищ. Куда прежде всего рвутся иностранцы в Москве? В Кремль! Увидеть легендарный Алмазный фонд, перед блеском которого всё меркнет.

О том, как сортировали драгоценности и определяли судьбу сокровищ мирового значения, сохранились интересные свидетельства, которые находятся в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории).

Были использованы: 1, 2, 3


Tags: СССР, история, преступления в мире искусства
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments