Все интересное в искусстве и не только.


Previous Entry Share Next Entry

Английский авантюрист и персидская принцесса

Персия от 16 до начала 20 века

          40vd.JPG Леди Ширли.jpg


Он был английским авантюристом, который отправился в Персию вместе со своим братом; она была персидской принцессой. Все происходило в конце шестнадцатого века, когда переезд из Англии на Ближний Восток занимал много месяцев и был чреват риском. Поэтому ни в коем случае не гарантировалось, что эти двое встретятся, - и все же они это сделали.

Портреты Терезии Хан, леди Ширли и сэра Роберта Ширли были написаны Энтони ван Дейком, когда супруги побывали в Риме. Вместе они рассказывают о необычной истории союза, созданного людьми с разных континентов и воспитанных в разных ​​культурах, и о начале новых отношений между Англией и Востоком. И, как результат, о проникновении культур.


1580 Queen Elizabeth I 1533-1603 Unknown Artist after Zuccarro.jpg


Если вы помните школьный курс истории, а вы, конечно, помните, (нет необразованных в ЖЖ), то легко сориентируетесь в шестнадцатом веке, и вспомните о потрясениях, которые происходили тогда: Генрих VIII и разрыв с Римом (и, конечно же, его многочисленные любовные интересы); стычки между Англией, Францией и Испанией; Леди Джейн Грей; «Кровавая Мэри»; и, наконец, Елизавета. В 1558 году, когда Елизавета I захватила трон, английский протестантизм стал укореняться.

Много интересного начинается с отлучения Елизаветы I Папой в 1570 году, Англия стала изолированной от Европы, чем-то вроде изгоя.  Но она нуждалась в других странах, с которыми можно было бы торговать и взаимодействовать.

И Елизавета стала посылать дипломатов в отдаленные земли, установив контакт повсюду от Марракеша до Константинополя до Исфахана.


webb_othello.jpg

Мавританский посол королевы, и становится понятно, почему мавры были описаны во многих театральных постановках того времени - знаменитый образ -  в «Отелло» Шекспира.

Достижение было успешным: после поражения испанской Армады Елизавета получила прозвище «Султана Изабель» от правителя Марокко, и к концу ее правления существовала значительная сеть торговли и дипломатии, созданная в Мусульманском мире.

Именно в этой новой обстановке, в 1598 году, братья Энтони и Роберт Ширли отправились в Персию, которой в то время правили Сефевиды.
Во время прибытия братьев Ширли династию возглавлял шах Аббас Великий, а Терезия Сампсония (Терезия Хан, леди Ширли) была племянницей одной из жен шах.

Братья Ширли сумели сделаться полезными шаху, став военными советниками в его битвах.
Снимок.JPG
Роберт Ширли и его жена Терезия
неизвестный художник


Антоний отправился через год после их прибытия в Москву и в Европу как представитель шаха, добиваясь дальнейших союзов против османов; Роберт Ширли остался и встретил Терезию Сампсонию.

Пара влюбилась и поженилась, оставаясь в Персии до 1608 года, когда их отправили с дипломатическими поручениями.

Они стали плодовитыми путешественниками, гастролируя в Москве, Польше, Лиссабоне, Гамбурге….
Рождение
ребенка в 1611 году не остановило их: младенец Генри, возможно, первый англо-перс, родившийся в Англии, перешел на попечение своих крестных родителей, принца Уэльского и королевы Анны, а Ширли продолжали путешествия.

Терезия спасла жизнь мужа дважды: однажды, когда они отправились в свой первый путь, персидские враги попытались его убить ... и снова, когда пара столкнулась с враждебными торговыми партнерами из Португалии по дороге в Гоа.

В портрете вышехудожник повеселился с личностью Ширли: изобразив Роберта в традиционном персидском платье, а Терезию – в европейском, с пистолетом: намек на историю спасения жизни ее мужа от бандитов на дороге.

Именно на последней дипломатической миссии Терезии с мужем были сделаны картины Ван Дейка. Пара познакомилась с художником в Риме, когда ему исполнилось ровно 23 года. Впервые художник был очарован этой парой - как и картины, Терезия появляется как персонаж в пьесах и литературе.

Пара вернулась в Персию в 1627 году и была щедро принята Шахом Аббасом, к недовольству других дворян.

Роберт Ширли поймал лихорадку и умер в 1628 году, оставив Терезию в одиночестве и преследуемой грандами при дворе. Три года спустя она оставила родную страну навсегда и, наконец, поселилась в Кармелитовой церкви Санта-Мария-делла-Скала в Риме, крепко привязавшись к своей христианской вере и посвящая всю оставшуюся жизнь религиозной и благотворительной работе.

У нее остались останки Роберта, перевезенные из Исфахана в Рим и перезахороненные в той же могиле, в которую она легла, когда умерла в 1668 году.

Но время шло, а Персия оставалась Персией, испытавшей на себе европейскую культуру и странным, но очаровательным образом изменившейся под ее влиянием. Давайте посмотрим парочку примеров).

Гибридное искусство Персии

iran-nasir.jpg

Портрет Насир аль-Дин Шах Каджара, подписанный Мубараком Мирзой b. Махмуд, Иран, конец 1850-х годов



shahnama-zoroaster.jpg

Иллюстрация Зороастра, предлагающего вечный огонь Гуштасбу, из Шаха - наме (Книга царей) Фирдоуси, Тегеран, 1265-1257


Шахнамская литография, ослепительно прекрасна. Шанамех знаменует собой важный момент в истории книги в Иране: с появлением литографической печати - более широкая публика могла прочитать национальный эпос в спокойной обстановке их домов.


iran-persian-family (2).jpg

Персидская семья, 1904-1912 годы


iran-pen-boxes.jpg


Чехлы для перьев, сверху, с портретами сидящих и лежащих женщин, Иран, конец девятнадцатого века; и внизу, с портретами Насир ад-Дин-шаха и легендарных персидских правителей из Шанамеха, подписанного Мухаммедом Казимом b. Наджаф Али, Иран.



Предметы быта - лаковые табакерки, чехлы для пера и зеркала - особенно ценные объекты искусства Каджара.

Роберт Мердок Смит, британский житель Тегерана, который приобрел антиквариат для Музея Виктории и Альберта, писал: «Лучшие картины в Персии — это миниатюрные картины на папье-маше, книжные шкафы, шкатулки». Персидская техника была разработана в пятнадцатом веке в основном для украшения роскошных обложек книг. Многие сцены, показанные на лайках Каджара, были взяты из традиции иллюстрированных книг по поэзии, но другие были заимствованы из популярных европейских отпечатков с открывающимися ню.

iran-mirron-cases.jpg
Вот зеркальный шкаф, показывающий, с одной стороны, женщину рожающую, а с другой – обряд обрезания.


iran-jamshid.jpg

Фолиант, показывающий Джамшида, объясняющего ношение колец, из Гулистана (Розовый сад) Са'ди, подписанный Ибрагимом, Иран, конец девятнадцатого века

использовано



Recent Posts from This Journal


Buy for 110 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
evgenyart November 11th, 14:51
Прекрасная история!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account