tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

7 вещей, которые стоит знать о «Сальваторе Мунди» Леонардо, «Его Святая Мона Лиза»

Снимок.JPG


Шедевр «Спаситель мира», (пост о котором я выкладывала вчера), вызвал недоверие. И мне показалось, что надо немного рассказать о его судьбе, о том, какие проверки он прошел, кто его продает и почему продажу проводит вечерний аукцион Кристи «Post-War and Contemporary Art» (поствоенное и современное искусство), причем здесь Карл II, то есть, ответить на поднятые вопросы. Но сначала о том, что делает этот мягкий, эфирный портрет Иисуса Христа шедевром.

Вот несколько вещей, которые нужно знать о том, что делает картину такой особенной.


1. У Него прославленное и запутанное происхождение.

Некоторые эксперты считают, что Леонардо первоначально написал работу для французской королевской семьи, и что королева Генриетта Мария привезла его с собой в Англию, когда она вышла замуж за короля Карла I в 1625 году. Работа оставалась частью королевской семьи до 1763 года, а затем пропала почти на 150 лет. Шедевр появился, когда вошел в коллекцию сэра Фридриха Кука в Вирджинии на рубеже 20-го века и снова появился на рынке в 1958 году на аукционе, где картина, приписываемая одному из помощников студии Леонардо, продавалась за простые £ 45.

И опять он пропал из виду. До 2005 года, когда нью-йоркский арт-дилер Александр Париш купил его тоже за выгодную цену в 10 000 долларов.

Снимок22.JPG


Затем он и консорциум дилеров продали его «свободному королю» Иву Бувье в частной продаже Sotheby's за прохладные $ 75- $ 80 млн в 2013 году.
В том же году Бувье продал его за 127,5 млн долларов российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву, который теперь выставляет его на продажу Christie's.

2. Он был предметом многочисленных судебных процессов.

Рыболовлев подал в суд на Бувье, поскольку Бувье действовал от имени Рыболовлева (и предполагаемо оперировал его средствами), скрыл настоящую цену и мошенничеством нехило нажился на разнице (50 милл $). Группа дилеров, которые первоначально продали эту работу, также угрожала подать в суд на Sotheby's за разницу между ценой Бувье и Рыболовлевым. Между тем, аукцион стремится изолировать себя от любых судебных процессов, прося суд уточнить, что он не несет ответственности за любые убытки, понесенные продавцами.
Еще один эпизод в судьбе картины, который продолжается и сейчас.

3. Картина была разбита.

Когда реставраторы, наконец, получили ее в свои руки, панель грецкого ореха была расколота и склеена гипсом. Какой-то дрянной реставратор вымазал его чем-то серым. Его даже неоднократно перерисовывали. «Это было крушение, мрачное и очень мрачное».

4. Эксперты знали, что он аутентичен.

Его включение в знаменательную выставку Национальной галереи 2011-12 годов - наиболее полное изображение редких сохранившихся картин Леонардо, когда-либо состоявшихся, - последовало за более чем шестилетним кропотливым исследованием, чтобы подтвердить подлинность картины. Этот процесс начался вскоре после того, как была обнаружена картина - сильно завуалированная с перекрасками, давно принятая за копию - на небольшом региональном аукционе в Соединенных Штатах. Картину рассматривали Мина Грегори (Университет Флоренции) и сэр Николас Пенни (главный куратор Национальной галереи искусств, Вашингтон, впоследствии директор Национальной галереи, Лондон).


Снимок1.JPG



Изучение и исследование картины группой международных ученых привело к широкому мнению о том, что Сальватор Мунди   был написан Леонардо да Винчи.

Dianne Dwyer Modestini, реставрватор, которая восстановила работу в 2007 году, вспоминает волнение после удаления первых слоев, когда она начала понимать, что картина - шедевр. «Мои руки дрожали», - говорит она. «Я шла домой и не знала, не сошла ли я с ума».
«Что это работа да Винчи мы сразу могли сказать,» - заявил искусствовед Пьетро Марани в 2011 году.

У исследователя эпохи Возрождения Мартина Кемпа были мурашки по телу. «Было совершенно ясно, - сказал Кемп. ««Мона Лиза» присутствует. Итак, после этой первоначальной реакции, вы смотрите на картину, и вы думаете, что письмо на лучше сохранившихся деталях, таких как волосы и т. д., просто невероятно хорошо. Это такой сверхъестественный вихрь, как будто волосы - живое, движущееся вещество или вода, так писал волосы Леонардо».





5. Это «эквивалентность «Моне Лизе»»

Мартин Кемп говорит, «потому что он очень мягкий. Над его левым глазом - справа, когда мы смотрим на него - есть некоторые из этих следов, которые Леонардо сделал рукой, чтобы смягчить письмо, и лицо очень мягко окрашено, что характерно для Леонардо после 1500 года.
«И что очень связывает эти более поздние работы Леонардо, - это чувство психологического движения, и тайны, чего-то не совсем известного.
Он привлекает вас, но не дает вам ответов». Эта сверхъестественная странность проявляют более поздние картины Леонардо.

6. При чем здесь Карл и кому она принадлежала

То, что известно наверняка, это то, что оно принадлежало королю Карлу I (1600-1649), это записано в инвентаре королевской коллекции, составленной через год после его казни. Девять лет спустя, когда Карл II был возвращен на трон, а имущество его покойного отца было отозвано актом парламента, картина была возвращена Короне. Инвентарь 1666коллекции Карла II в Уайтхолле перечисляет его среди избранных картин короля.


4.JPG
7. Сфера – шар Христа

Шар Христа - эмблема царства, а также символ самого мира. Крошечные пятнышки и включения, которые Леонардо кропотливо воспроизвел в области, указывают на то, что он должен быть сделан из горного хрусталя, самой чистой формы кварца и, как верили в эпоху Возрождения, обладал огромными магическими силами. Кристаллы были в реликвариях со времен средневековья. Поэтому сама субстанция земного шара, а также совершенство его сферической формы наделяют шар чудесной сущностью.

«Прекрасная сфера, как видно, содержит и передает свет миру», - отмечает Сисон.
У Леонардо был известный интерес к минералам, которые проявляли особые оптические свойства. Сам художник писал в научном трактате, что свет, проходящий через «прозрачные тела», производит «тот же эффект, что и между заштрихованным объектом и светом, который падает на него».
Модестини отмечает вкрапления в сферу, «они поражают под микроскопом. Каждый из них выписывался средним тоном, черным белым и темной тенью. Они различаются по размеру и расположению и отличаются друг от друга в зависимости от падения света».

Мощным убедительным доказательством авторства Леонардо было открытие многочисленных пентименто, таких как ладонь левой руки, видимая через прозрачный шар.

3.JPG

И последнее:
«Сальватор Мунди» - картина самой знаковой фигуры в мире самого важного художника всех времен», - говорит Лоик Гузер, председатель, «поствоенного и современного искусства» в Кристи.

«… работа Леонардо так же влиятельна в искусстве, которое создается сегодня, как и в XV-XVI веках. Мы чувствовали, что предлагать эту картину в контексте нашей послевоенной и современной вечерней продажи является свидетельством непреходящей актуальности этой картины».

Но там есть еще вполне практичный повод, далекий от оценки роли картины в современном искусстве. Дело в том, что на вечерние продажи современного искусства собираются самые богатые, самые платежеспособные люди планеты. Другие темы столько миллиардеров, способных устроить настоящий, злой торг за шедевр, не собирают.

Вот такая информация и оценка.  Как я понимаю, есть скептики, которых не убедить. Оно и не удивительно: находки шедевров такого значения всегда вызывали и будут вызывать споры, и это хорошо.

Развернутая и полная статья, материалы из которой использованы, здесь.


Tags: Леонардо да Винчи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments