?

Log in

No account? Create an account

Все интересное в искусстве и не только.


Previous Entry Share Next Entry

Что убило, и кто убил старое искусство

Готовая к употреблению Тайна в трех частях

Duchamp-With-my-tongue-in-my-cheekX (1).jpg


Есть один художник, которого ненавидят больше, чем Ротко, его ненавидят абсолютно. Его называют убийцей искусства. Ну что же, можно и так сказать, действительно можно. Потому, что с легкой руки Дюшана искусство – окно в мир, которому и так потихоньку приходил конец, умерло окончательно и неизбежно. Взамен пришло другое – ведь свято место пусто не бывает.

Что было главным в искусстве до начала ХХ века? Изобразительность. Созерцательность – ах, как прекрасно! И эмпатия.
Запрос на созерцательность с лихвой покрывает Ее Величество Фотография – там все правильно и по желанию прекрасно.
Эмпатия никуда не делась. Эмоции стали раскованней, глубже и даже страшнее, а сопереживать им стало легче.

Но появилось еще что-то: полная и абсолютная изобразительность, настолько абсолютная, что изображение просто совпадает с самим предметом изображения, а это то, что было Дюшаном названо реди-мейд.

lJVfuxx.jpg


tumblr_op2wxybrlm1qba7k2o1_1280.png


Вообще, тут есть сложности. Ни один из перечисленных и знаменитых реди-мейдов Дюшана реди-мейдом не является.

Но дело не в чистоте жанра, а в радикальности идеи. Идеи, что купленный или там найденный и выставленный объект является предметом искусства.

И придумал эту идею Дюшан, что, с учетом ее несколько отдельного бытования от работ и проблематики, существующей в этих работах, и, опять же, их дальнейшего бытования («Фонтан»), поднимает его прямо-таки до высот концептуализма, одним из праотцев которого он и является. В 1921-м году он вместо работы отправил на выставку заменяющую ее телеграмму.


1319376438_duchamp-bride-1912-89.5x55-cm-philadelphia-museum-of-art-www.nevsepic.com.ua.jpg


Дюшану удалось сделать то, что никто и никогда еще не делал. Дюшан стал новатором очень редкого вида – у него есть куча последователей, но нет ни одного предшественника.
Когда кончилась война, Дюшан из Нью-Йорка вернулся во Францию, где уже вовсю действовали дадаисты. Почувствовав с ними непереносимое родство душ и умов, он активно влился в их ряды.

1319376410_duchamp-monte-carlo-bond-1924-photo-collage-with-photograp-www.nevsepic.com.ua.jpg


В дадаистах же Дюшан вместе с Ман Рэем создал серию фотографий, где он выступал в качестве женщины. Роза Селяви
Это первый случай персонажности в современном искусстве. Ее именем Дюшан подписывал свои работы, вводил это имя в названия объектов и т.д. Т.е это не банальное переодевание, это выступление от имени другого.

718a96bce28a539d7735378b01612258--man-ray-novembre.jpg


Роза Селяви


1319376461_marcel-duchamp-009-www.nevsepic.com.ua.jpg


Потом, в 1923 Дюшан ушел из искусства, казалось, что навсегда. Он заявил, что современное искусство попало в зависимость от бизнеса и, что самое ужасное, оказалось принятым буржуазией. (Я об этом совсем недавно писала).


30-ED-1.jpg


Как выяснилось после его смерти, он не совсем молчал. Оказывается, он 18 лет делал большую инсталляцию под названием Étant donnés.

И опять он поразил мир.

Это инсталляция, состоящая из диорамы за дверью, где представлен совершенно пластмассовый, идиллический пейзаж. Посреди пейзажа – голая баба с картины Курбе «Рождение мира» в зеркальном отражении. Смотреть диараму можно только через две дырочки в двери. Что значит весь этот гламур с вуайеризмом – не знает никто, интерпретаций – масса, что, видимо, было заложено в работу. Перед дверью обычно стоит очередь за посмотреть.


tumblr_orpejcwS661vjzchzo1_1280.jpg


Работа эта находится в художественном музее Филадельфии. В музее всего – японская керамика, коллекция средневековых доспехов, китайская скульптура, ранний Ренессанс, импрессионисты.

Дюшан собрал для этого музея практически все свои работы.

Этим он вписал свое творчество в историю мирового искусства, уравнял его с ним. В самом деле, если достойна музея какая-нибудь корейская средневековая фарфоровая чаша для полоскания рук, то почему в этом же музее не может стоять писсуар начала XX века?
Дюшан – типичный интеллектуал, создавший и воплотивший собой тип современного художника. Он первый стал работать мозгами, а не руками

ob_186af4_1245684879-duchamp23-1.jpg
Это с него пошла идея, что художник – это не обязательно живописец
Убийцами старого выступили два художника: Дюшан и Малевич. А старое искусство убила новая идея. Та самая идея, которая захватила современный мир: думать над работами, смотреть не только глазами, но и мозгами. А поскольку искусство - «способ мышления образами», то это прижилось. И мир искусства больше никогда не станет прежним.


Duchamp-With-my-tongue-in-my-cheekX.jpg


С моим языком в моей щеке
1959
Мел и карандаш на
бумаге
25X12X5,1cm
Центр Жоржа Помпиду - Париж Молитва Роберта Лебеля

adam_kleinman_2.jpg
91209.jpg


91149.jpg





Recent Posts from This Journal


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Спасибо!

rainbow_1611 September 29th, 2017
Ответ:
Убийцами старого выступили два художника: Дюшан и Малевич.
А, старое искусство убила новая идея.
Та самая идея, которая захватила современный мир:
думать над работами, смотреть не только глазами, но и мозгами.
А поскольку искусство - «способ мышления образами», то это прижилось.
И мир искусства больше никогда не станет прежним.

Re: Спасибо!

koalw September 30th, 2017
за запятую между А и старое вам положено пять лет расстрела каждый день

Вычитала:

rainbow_1611 September 30th, 2017
Новшества Дюшана перевернули представления кубистов об истинном предназначении предметов и
дали толчок стремительному развитию нового художественного направления.
Через 50 лет подобная ситуация привела к рождению поп-арта!

Что убило, и кто убил старое искусство

livejournal September 30th, 2017
Пользователь marginalisimus сослался на вашу запись в своей записи «Что убило, и кто убил старое искусство» в контексте: [...] Оригинал взят у в Что убило, и кто убил старое искусство [...]

elshanec September 30th, 2017
интересная история. То есть, получается, до Дюшана художники не думали, когда писали картины? Он первый начал думать? Думал-думал, и придумал, как быть художником, ничего не делая. Ну что тут скажешь - молодец.

tanjand September 30th, 2017
«Моя идея заключалась в том, чтобы вложить мозги туда, где всегда были только глаза». Марсель Дюшан
Все искусства – одинаковые и умирают постоянно, потому что каждое следующее направление убивает предыдущее, т.е. исключает какие-то практики. Всегда приходит молодая шпана, которая отвергает стили и каноны, направления и застой. Так искусство и живет. Вечно. Бессмертно. И да, Дюшан включает мыслительные процессы у зрителей. Когда его не взяли в армию, и он уехал в Америку, то с удивлением увидел, что известен – над ним смеялись. Его пародировали, ему посвящали статьи, его работы обдумывали. Вернувшись во Францию, он узнал, что его фаянсовый писсуар, который Фонтан, утерян, а французы требуют восстановления. Найти такой же продукт массового производства не удалось, пришлось отлить 4 сравнительные копии, что породило массу споров -искусство — это только оригинал или нет? Являются ли 4 вылепленные вещи тем самым произведением или это подделка? И сохранился ли посыл автора – предмет массового производства может быть искусством, если придать ему другой смысл и другую функцию. Отлитые писсуары не были массовыми предметами. Так открылась еще одна страница – никто раньше такие вопросы не ставил – не было предмета для споров.
Посмотрите же вы со стороны и в общем на его роль в современном искусстве. Вы-то, можете.

elshanec September 30th, 2017
я посмотрел со стороны. И считаю, что Дюшан прав - любой предмет и не предмет тоже - искусство. Но лично я - ретроград)

trocepins September 30th, 2017
Что значит весь этот гламур с вуайеризмом – не знает

А он таки несет глубокий месседж?

Художник встал с бодуна, увидел Джоконду и усы ей пририсовал. Остальные должны задумываться нд глубоким смыслом? А, может, мазня иногда просто мазня? Старина Оккам подсказывает, что это наиболее вероятно.

Почему-то наши преподаватели в начальной школе не задумывались над сверхидеей, которую мы старались для них выразить посредством пририсовывания усов, бород и темных очков различным деятелям на обложках школьных тетрадей.

vasya_kotik September 30th, 2017
Что скажешь, неординарный персонаж

u_chitelka September 30th, 2017
Чуть позже нашлись люди, думающие, но, кажется, не совсем в ладу с логикой - возможно, не видящие разницы между высказываниями "художник - это не обязательно живописец" и "художник - это обязательно не живописец"... Иначе откуда бы взяться модной лет 15-20 - etc назад идее, что живопись умерла...

Нужно проявить прирост

livejournal October 4th, 2017
Пользователь nandzed сослался на вашу запись в своей записи «Нужно проявить прирост» в контексте: [...] е и даже страшнее, а сопереживать им стало легче". https://tanjand.livejournal.com/2208317.html [...]

noname_rambler October 7th, 2017
Интеллектуализм убивает искусство вообще, а не "старое искусство" (и всегда). Рано или поздно разгадываешь "что хотел сказать художник" (а не сможешь этого сделать сам – Ольга Свиблова поможет) и его картина, "инсталляция" становится скучной, плоской.

  • 1