tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Роковые женщины

Снимок2.JPG

Понятие роковая женщина возникло не вчера, оно отображается и в искусстве. Жестокие женщины, сладостно-прекрасные, вамп, фемические фаталы, готические легенды – их много….
В одной из работ Грассе, озаглавленной « La vitrioleuse», хмурая женщина, с зеленым лицом, похожим на злобную ведьму, схватила миску с кислотой, как будто готова бросить ее в любой момент. Она повернулась, чтобы посмотреть на зрителя, ее зеленоватая бледность и исступленные взгляд, возможно, свидетельствуют о напряженном эмоциональном состоянии.



Снимок23.JPG


23 июля 1877 в парижском зале суда собрались толпы людей, желающих стать свидетелями суда над женщиной, которую обвиняли в том, что она плеснула кислотой в лицо своему любовнику. Преступление сильно поразило воображение швейцарского художника Эжена Грассе и, в 1894 он создал картину под названием «The Acid Thrower» (дословный перевод – «Метательница кислоты»).

В то время человечество по-новому взглянуло на роль женщин. И стали часто появляться в искусстве роковые образы. В конце 19-го века, эпохе постимпрессионизма и символизма, фемические фаталы, такие как «Вдова Грас», носили множество обликов, от обычных  до вампиров и гарпий.
Роковая женщина - бессердечная, обманчивая и жестокая, использует соблазнение как средство уничтожения своих врагов.

Но почему ее так изображали? Оставим в стороне социальную сторону, растущую роль, ее постепенное освобождение, хотя, это и было основной причиной нового взгляда на женщину. Из покорной амебной куклы, как из кокона, вдруг появилась новая личность, с твердым характером.

Моро, Поль Гоген, Густав Климт, Франц фон Штук и Ян Туроп, смотрели на известные исторические, библейские и мифологические сюжеты, и укреплялись в своих страхах перед опасностью поддаться сексуальному очарованию женщины.


Снимок5.JPG


Например, картина Франца фон Штука «Die Sünde» изображает Еву в Эдемском саду: обнаженная женщина пронзительно смотрит в сторону зрителя, вокруг ее туловища извивается змея, своими изгибами подчеркивая сексуальность Евы.



nfVQcOgbSR.jpg
Vampire II
Edvard Munch, 1895-1902

Картина Эдварда Мунка «Вампир» (1893) изначально носила совершенно другое название – «Любовь и боль». Однако в 1894 году художник вместе со своим почитателем решили переименовать ее. Обратите внимание на то, как название способно трансформировать всю идею работы: сначала мы видим пару влюбленных, которые переживают трудный период и находятся в мучениях; однако после смены названия перед нами предстает жестокая женщина, которая умерщвляет мужчину укусом в шею.


Iq25tHBLVE.jpg
Gustave Moreau
Œdipe et le Sphinx, 1864


Сфинкс с головой женщины, телом льва и крыльями птицы на полотне Гюстава Моро «Эдип и Сфинкс» (1864) также изображает рок. Животное насилие и злоба – сфинкс впивается когтями в грудь Эдипа, ее задние лапы находятся в опасной близости к его гениталиям, что особенно усиливает сексуальное напряжение на картине. Роковая женщина-чудовище стала собирательным образом и вместила в себе все порочные черты, приписываемые слабому полу из века в век.


EvWcVEGC5Q.jpg
Salome
Franz von Stuck, 1906

Другой популярный образ – Саломея – знаменитая роковая женщина из Нового завета, соблазнительный танец которой убеждает царя Ирода принести ей голову Иоанна Крестителя на блюде.



AalIY9mriu.jpg

Явление Гюстава Моро,  1876-1877

Они старели, видели любовь как травматичную, насильственную и буйную, и это не могло не повлиять на их представление о гендерных отношениях. Патриархальное общество менялось, и мужчины с большим трудом, а иногда и с ненависть, расставались со своей властью над женщиной. Можно сказать, что эти образы – отражения уходящего женоненавистничества.


Tags: истории
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments