tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Ведьмы прерафаэлитов

1269901.JPG


Идея женщин как разрушительной силы повторялась в живописи прерафаэлитов. Художники в прямом смысле изображали женское зло или амбивалентность. «Женщина - ведьма» это была мощная метафора опасений по поводу властных и сильных дам. Как-то мужчины стремились все грехи мира переложить на хрупкие девичьи плечи. Даже прерафаэлиты, восторженные певцы красоты, не остались в стороне от скверной идеи женского зла. Идеи, навязанной религией обществу. А что? Удобный постулат – сильный мужчина – он ведь невинен. И легенды дали искусству истории, которые со всей силой таланта изобразили художники.


b4677de27862.jpg


Теннисон в поэме «Королевские идиллии» рассказывает историю Вивьен и Мерлина. Мерлину льстит напористое внимание Вивьен - и в конце концов он рассказывает ей секрет заклинания, после чего молоденькая ведьма запирает старого дурака в Полых холмах. Из которых нет спасения. И дальше Вивьен работает с украденной магией Мерлина.

Соответственно, Вивьен получила определение: «блудница», потому, что соблазнила. А Мерлин – «дурак». Он и есть дурак, конечно. Сколько их, таких старых идиотов.

Но никого так жестоко не наказывали, как Мерлина. Легенда говорит, что где-то, в глубине холмов, или в колдовской колоне, сотворенной из ветра и воздуха, до сих пор заключен Мерлин. Он спит тяжелым волшебным сном, но все еще может проснуться.


Образ опасной чародейки проникает в сердце прерафаэлитовской озабоченности: как бороться с женщиной, наделенной властью. Как бороться с женщиной, которая контролирует свою сексуальность и вызывает ее, безудержную, в мужчине. Естественно, раз мужчина так сильно хочет женщину, значит, она его околдовала. Он-то невинен, как ягненок, просто находится под ужасным колдовством сильной женщины. Ведьмы.


454773945.jpg


История Медеи, как и история Вивьен, фокусируется на «девиантной» женщине. Как и о Вивьен, рассказ о Медее сосредотачивается на предательстве, только в ее случае дважды. Она предавала мужчин, которым обязана своей жизнью или продвижением в патриархальной системе.

Первый - ее отец, которого она предает, чтобы помочь украсть волшебное золотое руно. Второй – когда измена любимого побуждает Медею отомстить, убив детей. Медея изображается несколько раз художниками прерафаэлитами.

На картине Фредерика Сендиса Медея, женщина, окруженная оккультными символами и предметами, она творит заклинание. Медея - ведьма: на столе волшебный круг, очерченный красной нитью, охватывающий жабу, пылающее зелье, ягоды, похожие на смертоносные пасленки, и сосуд, наполненный вязкой субстанцией. На Медее тяжелое красное ожерелье, ее губы приоткрыты, и ее взгляд полон бешенства; Пламя освещает ее грудь. Образ силен, он сумасшедший и преднамеренно злой.


ACNMW_ACNMW_DA000613.jpg


Фридрих Сендис, по общему мнению, интересовался идеей «красивых, но разрушительных женщин». Вот Элеонора. Здесь она крадется, держа красную нить, которая направит ее к тайной беседке Розамунды Клиффорд, любовницы мужа Элеоноры, короля Генриха II. Элеонора держит кинжал в одной руке и чашку яда в другой - по общему мнению, выбор смерти, который она предложит Розамунде.


madea1-794x1024.jpg


Valentine Cameron Prinsep (British, 1838-1904) и его ведьма. Свет показывает нам змею в правом верхнем углу. Медея в нижней части картины и змея, спрятанная в верхнем правом углу, создают интересное расположение фокусных точек – они вызывают напряжение и подчеркивают роковой образ.  Медея собирает отравленные грибы в лесу, наполненного змеями, которыми она отравит соперницу и своих детей от Ясона.


Sandys,_Frederick_-_Morgan_le_Fay.jpg
«Ведьма Моргана»,
Э.Ф. Сэндис, 1864

Tags: прерафаэлиты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments