tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Почему мир искусства делится на два лагеря в отношении Гогена

9.JPG


Для одних Поль Гоген великий богемный ренегат модернизма, который вырвался из буржуазных кандалов Европы в захватывающий поиск творческого освобождения в Южных морях.
Для других он мошенник, доигрывающий миф о благородном дикаре, чтобы удовлетворять свои экзотические фантазии, одновременно повышая спрос на свое искусство в Европе. Гоген - одна из великих дилемм истории, и спустя более чем столетие после того, как он написал свои противоречивые композиции обнаженных, темнокожих таитянских девушек, мир искусства продолжает спорить о его наследии.
Есть много художников, чей тревожный образ жизни можно понять несколько отдельно от их искусства, а трудность с Гогеном состоит в том, что его образ жизни обнажается на его полотнах, его представления об обнаженных таитянках отражают сексуальную и расовую фантазию, выкованную с позиции патриархальной колониальной власти.


Снимок10.JPG


Его художественные достижения, которые, если быть справедливыми, не оспариваются. Его яркие, мягкие цветовые гармонии и радикально декоративные, плоские поверхности оказали огромное влияние на западные каноны, на Боннарда и Пикассо, и Матисса.
И его отход от импрессионизма к повествовательному, личному, экспрессионистскому стилю открыл дверь для более весомого искусства.


Снимок4.JPG


Часто повторяется рассказ о путешествии Гогена в Южные моря. Он родился во время революции 1848 года в Париже в семье  отца журналиста, одержимого радикальными республиканскими идеями; а мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803—1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».и (по иронии) она была феминистской активисткой. Гоген провел свои первые годы со своей семьей в Перу, скрываясь от консервативного нового режима Наполеона. Он присоединился к купеческим морским пехотинцам и военно-морскому флоту в его позднем подростковом возрасте, и когда он вернулся в Париж, стал биржевым маклером и начал рисовать и собирать импрессионистские работы.

Но не долго -  после падения фондового рынка в 1882 году остался без работы, бросил все и обратился к живописи. Вскоре он устал от гнетущих социальных нравов парижской жизни.


3.JPG



Снимок.JPG


Вдохновленный популярными рассказами о диком и волевом духе тропиков и соблазнившись экспонатом Таити в 1889 году в выставочной Универцелле в Париже (где Франция продвигала свою новую колонию к потенциальным европейским поселенцам), Гоген стремился создать Студию в Южных морях.

«В ателье Тропиков» я, возможно, стану святым Иоанном Крестителем создавая картины будущего, активизировавшись там к более естественной, примитивной и, прежде всего, менее испорченной жизньи», - писал он в 1890 году своему другу Винсенту ван Гогу.


8.JPG


Гоген провел два знаменитых бурных месяца в Арле с голландским художником, а затем осуществил свой план, продавая картины, чтобы финансировать его рейс, и подкреплял дополнительную поддержку со стороны Министерства общественного образования и изобразительных искусств Франции под уловкой, что он будет документировать жизнь на Таити для французского правительства.

Но когда Гоген прибыл в Папеэте в 1891 году, он понял, что французское колониальное правление и столетие миссионерской интервенции испортили его утопическое видение


7.JPG


Он покинул столицу Таити для более отдаленных, доколониальных частей острова, но так и не нашел свою «экзотическую утопию культурной разницы». Поэтому Гоген, сам создал свою фантазию, как в своих полотнах, так и в писаниях. Яркие «тропические» ткани, которые мы видим в его картинах, были импортированы из Европы, а мистицизм, который он пытался изобразить, был гибридом европейских и древних таитянских традиций


6.JPG


Он провел свои таитянские годы производя картины, рисунки, гравюры на дереве и керамику, полную тропических клише, чтобы продавать дома. Он также взял трех молодых жен (в возрасте 13, 14 и 14 лет), заразил их сифилисом и в конце концов умер от сифилитических осложнений в возрасте 54 лет на отдаленных островах Маркезас.

5.JPG

В его  полотнах материализовалась утопия, которую придумал больной тяжелой заразной болезнью художник, испортивший жизнь (буквально) многим таитянским женщинам, используя их для исполнения своей мечты.
И после его смерти начался спор критиков. Мир искусства разделился на два лагеря – и обе стороны обратили внимание на построение модернизма досовременного «другого» стиля, а также на неоспоримую силу и привилегию белого мужчины художника того времени использовать коренных женщин во имя искусства.

А тем временем на Таити индустрия туризма продолжает продавать ту самую примитивную утопию, которую вообразил Гоген. «В искусстве нет такого понятия, как преувеличение», - писал Гоген в 1885 году. «И я даже верю, что есть спасение только в крайности».

Крайности, да ... Так кто Гоген для вас?



Tags: Гоген
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments