tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Я оставлю белые розы на белом столе, не опасаясь его поцарапать

tumblr_inline_oc0y1fxkQ51sqme38_1280.png



И опустился занавес над Нуш Элюар, в том эпизоде свободы, где упала она замертво на улице, в 1946 году. Да, да, я хочу рассказать о Нуш Элюар, а если вы и так все знаете, давайте вспомним о ней вместе.  

Поль Элюар. В 1929 году Поль расстался с Галой, которая ушла к Дали. Гала была его наваждением, его вдохновением, любовью во сне и наяву. Раненый потерей, он бродил по улицам Парижа, один или с друзьями. И вот, однажды, болтаясь вместе с незаменимым другом Рене Шаром по бульварам, он встретил девушку с большими черными глазами.



original.jpg



Они приударяют за ней вместе и приглашают зайти в кафе. Девушка идет за ними не сопротивляясь и, едва усевшись за стол, начинает уплетать за обе щеки. (Все происходит, как в истории, которую Андре Бретон, вдохновленный другой героиней, рассказал в своем романе «Надя»). Она голодна. Двум изумленным молодым людям девушка признается, что у нее нет крова, нет работы и ни единого гроша в кармане.





Ее зовут Нуш. Она из Эльзаса, родилась в Мюлузе. Родители ее — акробаты, она выросла в цирке и занималась воздушной гимнастикой. Она артистка по профессии. В восемнадцать лет девушка играла в пьесах Стриндберга. Но режиссеров не интересует ее талант. Ей пришлось уйти в мюзик-холл. Нуш была актрисой в кукольном театре. Несмотря на худобу, почти рахитическую, девушка очаровательна. У нее длинные тоненькие ножки, она очень грациозна и так легка, что создается впечатление, будто она не идет, а танцует.






Настоящее имя Нуш — Мария Бенц. Ей двадцать три года. Ее взгляд заворожил Поля. Они станут неразлучны. В те годы она работала помощницей у иллюзиониста и танцовщицей. Многие находили ее слишком скромной иногда даже скучной для Парижа. Но только не Элюар, хрупкая, нежная, очаровательная,  она смогла превратить его жизнь в сладкий сон.

Нуш
Откровенность порывов
Легкость близости
Ласка волос.

Без подозрительности без тревоги
Твои глаза отдаются всему что видят
И на виду у всего на что они смотрят.

Доверчивость хрусталя
Между двумя зеркалами
Ночью твои глаза растворяются в темноте
Чтобы слить пробужденье с желаньем.
Поль Элюар



В конце двадцатых-начале тридцатых годов Мария (Нуш) Бенц слыла одной из самых красивых женщин богемного Парижа. Но для Поля Нуш — всего лишь утешение, легкомысленное и прелестное существо. Он привязывается к Нуш медленно, словно нехотя, преодолевая навязчивую страсть к Гала.

«Сегодня ночью меня мучили ужасные кошмары. Я проснулся и разбудил Нуш тем, что громко позвал тебя. Я был в слезах», — пишет Поль в августе 1931 года, после года совместной жизни с обожаемой эльзасской девушкой.





Еще долго он будет испытывать необходимость думать о Гала, чтобы чувствовать себя живым. Но все проходит….

В 1934-м году Нуш и Поль поженились. Цикл поэтических произведений, посвященных жене, Элюар назвал Facile («Легкая»), а в качестве иллюстраций и обложки книги были использованы фотографии обнаженной Нуш, в разные годы, сделанные Рэем.





Все оборвалось внезапно: в 1946-м году, в возрасте сорока лет Нуш умерла на парижской улице от кровоизлияния в мозг.






Она была удивительной натурщицей, душой и вдохновительницей многих произведений – стихов, полотен и фотографий, которыми мы восхищаемся ныне.






И даже Пикассо, который видел душу женщины всегда в безжалостном свете, писал Нуш прекрасной и легкой с той самой мечтательной улыбкой на лице, которой она обаяла многих. С улыбкой, в которой он отказывал своим моделям.




















В отличие от других женщин входящих в кружок сюрреалистов, она никогда не гнушалась ролью музы. В сюрреализме Нуш скорее искала атмосферу свободы, глоток свежего воздуха, веселье, игру. Кстати, именно знаменитые коллективные игры сюрреалистов стали практически единственной формой прямого участия Нуш в деятельности группы. Но совсем недавно были обнаружены художественные работы Нуш. Это несколько коллажей, которые хранятся в коллекции Тимаси Бом.


по теме:
Из архивов Мари-Клод Шар.

«Любовь поэзия». «Полн. собр. соч.», т. 1, стр. 238 (пер М. Ваксмахера).

«Письма к Гала», стр. 56.
Tags: Нуш, жзл, муза, сюрреалисты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments