tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Научный социализм и советские снегоходы. Лучшее из лондонской биеннале «Утопического дизайна»



Кажется, мы с водою едва не выплеснули ребенка. Это случилось давно, но еще долго нам будет отзываться. В те самые лихие 90тые, когда развалилось государство, оказалось, что некому финансировать огромный пласт научно – исследовательских институтов, выдавать зарплаты, которые поддерживали скромную жизнь наших конструкторов, инженеров, ученых. У кого-то дух предприимчивости вырвался на свободу, как джин из бутылки, и они смогли устроится в новой реальности, а кто-то так и не смог.





Они пошли работать таксистами, да господи, кем угодно, только не по профессии – мечтатели, проектировавшие идеальную материальную среду для человека, создававшие смелые проекты, опережавшие время и возможности промышленного производства. Многие идеи были утопичны − совершенны и нереализуемы. Многие реализовались, но с большим отставанием. Эта профессия оказалась на грани вымирания.



И наш уникальный, (сюда подходит это затертое слово) промышленный дизайн оказался без своих адептов, без тех самых светлых голов и мечтательных глаз. Идеалисты от рейсфедера и кульмана, да что там – от искусства, умевшие видеть форму, придумывать сказочно – бесполезную, но прекрасную модель, утописты от науки почти прекратили свою деятельность.




Закрылось огромное количество советских проектно-конструкторских бюро.  Я думаю, что это плохо, да… Прервалась преемственность, в то время, как во всем остальном мире она продолжалась.

Биеннале
Многим, наверно, скучно читать: открылась такая-то выставка… Но про эту стоит узнать, потому, что она посвящена утопии, а это про нас в большей степени.
Она так и называется: «Утопии дизайна».




В СССР существовал центр Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Институт занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, установлением профессиональных международных связей.
А в Отделе теории дизайна сотрудниками были социологи, философы, историки культуры и искусства.



















Мы, конечно, не единственные мастера на этой выставке, в биеннале принимают участие 37 стран. Еще офигенные мечтатели – идеалисты японцы. Может, поэтому они столь многого добились в робототехнике, и еще много в чем? Но мы, конечно, ничего не хотим знать про других, правда? Нам свое подавай. Захотим – порушим все что есть в надежде на лучшую жизнь…. Одно слово – утописты.




Дальше реализованные проекты, выдающиеся по всем параметрам промышленного дизайна того времени:




















Tags: "Утопия в дизайне", дизайн, история дизайна, ретро
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments