tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Как Советы писали детские книги. Да здравствуют танки!



О буржуе, который объелся мороженого и до смерти замерз. Или вот детский стишок, смысл которого таков: пионер! Не снимай красный галстук — даже если на тебя несется разъяренный бешенный бык! Пионер и не снял. Он предпочел умереть. Стишок Николая Асеева назывался «Красношейка».
Так писались книжки, а оформлялись они еще интересней.




Дело в том, что Советы быстро озаботились идеологическим воспитанием детей. К изданию детских книг привлекали самых талантливых писателей и художников, имеющихся в наличии, пока их не извели.
И главным идеологическим посылом было тогда: «Мистику и фантастику из детских книг ДОЛОЙ!!!»

Если не верите – посмотрите внимательно на иллюстрацию ниже.


Хотя, что я говорю – не верите, если сегодня знаю многих людей старшего поколения, ни в какую не принимающих Гарри Поттера и даже отзывающихся об этой фантазийной эпопее с ненавистью!




А тогда нужно было истребить все сказки из литературы и иллюстрации, потому что это якобы издержки буржуазной культуры.
В 1925 году Галина и Ольга Чичаговы проиллюстрировали плакат, который призвал к революции в детской иллюстрации в новом Советском Союзе. На левой панели были традиционные персонажи из русских сказок и фольклора - короли, королевы, жар - птица, Баба Яга, и мой любимый крокодил в элегантном колпаке и халате.


В правой части сестры изобразили, что должен рисовать советский художник и о чем должен писать советский писатель: Ленин на плакате указывает на темы техники, природы, труда, борьбы. «Новая книга поможет воспитать новую смену» — вот главный посыл плаката.








Радикально новым был подход не столько к содержанию книг, сколько именно к иллюстрации. Взять к примеру рисунки к пресловутой «Красношейке» авторства Натана Альтмана, театрального художника и скульптора-кубиста.
Схематично нарисованные персонажи на фоне геометрических фигур — нас таким уже не удивишь, но для того времени это было необычно.




Или книжка-раскладушка Алексея Лаптева «Пятилетка» - в ней поясняется пятилетний план развития, на ярких рисунках изображены заводы, поезда, электростанции, строительство домов.
Интересна эта книжка тем, что каждая страница — это небольшой плакат в сложенном виде. Если его развернуть, можно увидеть подробный план на год в каждом секторе. В разложенном виде вся книжка — 2 метра длиной.





Разница между дореволюционными книгами и книгами для советских детей особенно впечатляет, если положить их рядом.





«Азбука» Владимира Лебедева 1925 года будто вступает в идеологическую борьбу с «Азбукой в картинах» Александра Бенуа 1904 года. Строгие черные буквы и черные же рисунки животных рядом с ними против роскошных красочных иллюстраций со сценами буржуазного мира, с которым боролся большевизм.



«Век авангардных детских книжек был недолог. В 1934 году на Первом съезде советских писателей соцреализм признали основным и единственно приемлемым методом литературы нового социалистического мира. Конструктивизм, супрематизм и прочие «измы» были объявлены враждебными советскому строю. Цензура усиливалась, повышался госконтроль над книгоизданием, многие деятели авангарда, которые совершили революцию в детской иллюстрации, покидали страну. Кто-то оставался (например, Маршак и Лебедев) и подстраивался под новый порядок». Татьяна Луконина.




Тем не менее, эти книги — ценнейшее наследие русского авангарда, которое повлияло и на мировую культуру.


















Здесь пост о Лебедеве



Tags: авангард, книга, книжная графика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments