tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Диорамы смерти. Синтез медицины и искусства



Мы живем и не задумываемся о том, откуда произошли те медицинские знания, которыми мы располагаем. Мы знаем, что сосуды с возрастом становятся неэластичными, что забиваются бляшками, и т д. Анатомию мы знаем с детства, а к нашим услугам многочисленные изображения внутреннего устройства организма человека. Но так было, понятное дело, не всегда, человечество к этому шло долгим путем, преодолевая незнание и церковные запреты. И путь прокладывали первопроходцы – гении.

Жил на свете человек, который внес свой вклад в изучение анатомии, и этот вклад настолько значим, что его трудно переоценить. В эпоху всеобщего невежества, непонимания причинно-следственных процессов болезней, он популяризировал анатомию, можно сказать, доносил до народа знания об устройстве организма человека. Причем делал это инновационными методами.




800px-Frederik_Ruysch_1638-1731.jpg


Это Фредерик Рюйш (или Рёйс, годы жизни - 1638 – 1731), всемирно известный голландский анатом, родился в Гааге и получил специальность фармацевта в университете. Уже имея собственную аптеку, он продолжил образование на медицинском факультете Лейденского университета, где занимался препарированием и консервированием кровеносных и лимфатических сосудов, что стало очень популярным после открытия кровообращения У. Гарвеем.


Домашний музей скелетов – «восьмое чудо света»





В 1666 г Рюйш стал городским анатомом Амстердама и начал создавать свой домашний музей или «кабинет».

Он стремился так декорировать свои анатомические препараты, чтобы они вызывали восхищение даже у людей, не имеющих познаний в анатомии.
Ф.Рюйш был автором ряда научных открытий. Он открыл эмбриональную артерию стекловидного тела глаза, изучил варианты бронхиальных и легочных артерий.

Эти открытия стали возможными благодаря усовершенствованию его методики инъекций, проникающих в такие мелкие сосуды, которые можно было увидеть только в микроскоп.

Уникальная методика анатома стала называться современниками «Рюйшевым искусством», а его домашний музей – «восьмым чудом света».





Ф.Рюйш, анатомический кабинет и русский царь



Петр I, приехавший в Голландию в 1697 г., не мог не посетить «кабинет» Фредерика Рюйша.
Он просит бургомистра Амстердама Николааса Витсена представить его 60-летнему профессору Рюйшу, уже тогда приобретшего международную славу.
Огромная анатомическая коллекция в домашнем музее-кабинете Рюйша произвела на Петра сильное впечатление.




Он оставил в книге посетителей следующую запись: «Я, нижеподписавшийся, во время путешествия с целью увидеть бóльшую часть Европы, побывал здесь, в Амстердаме, для получения знаний, потребность в которых всегда имел, осматривал здесь вещи, среди которых я не в последнюю очередь увидел искусство в анатомии господина Рюйша и, как принято в этом доме, подписал это собственноручно. Петр».
Ниже подписался Александр Меншиков.



Почти 20 лет спустя, в январе 1716 г. царь Петр предпринял второе путешествие за границу. Он с огромным интересом осмотрел его умножившиеся коллекции Ф.Рюйша и, узнав, что Рюйш хочет продать их, поручил вести переговоры о покупке своему архиатеру (лейб-медику) Роберту Арескину.


Все собрание, включающее более 2000 препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 образцов мелких млекопитающих, пресмыкающихся и насекомых, 259 птиц, законсервированных сухим способом, 2 шкафа с гербарием и большое число ящиков с бабочками, морскими животными и раковинами – почти все, что входило в первые 10 каталогов Рюйша, было куплено за 30000 золотых гульденов и доставлено в Россию.



Надо ли говорить, что эта коллекция значительно продвинула обучение медиков? Она была уникальна. Более поздние эпохи, включая и нашу, часто видят работу Рюйша как тревожную, но она должно была быть праздником мира природы.

Luuc Коойманс написал, что Рюиш "был бы поражен, если б услышал, что его экземпляры описаны как жуткие, так как именно их красота принесла Рюйшу долговечную известность".

Почти все образцы Рюйша исчезли с течением времени, но сохранились гравюры Рюйша, удивительно – сюрреалистические, выполненные чрезвычайно талантливо.




Доктор Рёйс был многодетным отцом. Его жена, дочь знаменитого архитектора и художника того времени Питера Поста - Мария Пост родила двенадцать детей. Мария, как и Фредерик Рёйс были художниками любителями.
Немудрено, что в такой учено-творческой атмосфере дети проявили интерес, как к природе, так и к живописи. Две из трех его дочерей, Рахель и Анна Элизабет, стали художницами натюрмортов. Самая известная - Рахель. Она мастер натюрморта, получившая признание при жизни. Мать десятерых детей.

Два брата Рахель также учились живописи и позже тоже стали художниками.

Вот здесь можно прочитать о Кунсткамере, созданной по приказу Петра, которую он в дальнейшем продолжал пополнять. Здесь более подробно.

Здесь биография академика
Tags: гравюры, медицина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments