?

Log in

No account? Create an account

Все интересное в искусстве и не только.


Previous Entry Share Next Entry

И никакого социального протеста!!!)

003

Один за всех, и все за одного

Задолго до появления романа Александра Дюма «Три мушкетера» эта фраза была известна в России как бурлацкая пословица, выражавшая суть артельного труда.

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении.



Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно... Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины». Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

1. Бечевник — истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9. Расшива — вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т.

10. Флаг — к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь.

11. Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

13. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве. С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Михаил Шифрин

Журнал «Вокруг света» №7 (2862) | Июль 2012. Рубрика «Культурный код»







Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
elkhud October 16th, 2012
а нам в школе про деревенского парня Ларьку объясняли, что мол он так старается, что аж плечи изодрал :)
а статья познавательная конечно

slavador October 16th, 2012
Обалдеть как интересно..вот так живешь живешь,картину эту тыщу раз видел,а вот этих подробностей и не знал..
Спасибо,Таня.

iseedream October 16th, 2012
Что-то 8-ые номера совсем плохие. (
Последний, по-моему, уже не жилец.

areyosi October 16th, 2012
Нам всем в школе показывали эту картину но вряд ли кому рассказывали про то как это всё устроено.
Очень интересный материал.

У А. Куприна интересно описаны его приключения,в том числе и его бурлацкая жизнь!

virvelky October 16th, 2012
Как интересно! Спасибо огромное за пост!!!

nastya_voronova October 16th, 2012
Спасибо! Замечательный пост!!!

fruit_paste October 16th, 2012
Многие бурлаки были те ещё ребята! После окончания навигации собирались в банды и гуляли по Волге. Гиляровский про это интересно пишет.

agrish October 16th, 2012
"Мои скитания". Глава 2. В народ

kriemhild_2 October 16th, 2012
Ух ты, как познавательно! Спасибо)))

kukabarraha October 16th, 2012
Нам про парнишку говорили, что он весь вскинулся от протеста за свою задрипанную жизнь :)

poniashka October 16th, 2012
Да, тут Гиляровского уже вспомнили...

И никакого социального протеста!!!)

livejournal October 16th, 2012
Пользователь ledi_ko сослался на вашу запись в записи «И никакого социального протеста!!!)» в контексте: [...] Оригинал взят у в И никакого социального протеста!!!) [...]

stagla October 16th, 2012
это типа ребус что ли какой то?
сдаюсь! где номер 6?

shobushki October 16th, 2012
Как интересно! спасибо! сыну покажу обязательно, он любит такие подробности о картинах читать

genrih_b October 16th, 2012
Очень познавательный пост. Спасибо!

imagingreta October 16th, 2012
чудно:)
особенно если воспринимать в рамках рубрики: "Культурный код"
тут и добавить нечего

vikont_ic October 16th, 2012
Интересно расписано.
Два 8 номера только, как я понимаю, первый из них - это 6 :)

jatoje October 16th, 2012
номер третий по левую руку от шишки явно в оппозиции к елею федора михайловича, а "два передовые" таковыми не воспринимаются, весь свет на кашевара

orlandina77 October 16th, 2012
отсутствие "морали", "соц. протеста" и тд - как же я начинаю это ценить.
правда, в литературе, потому как в живописи не всегда улавливаю и могу наслаждаться

lahtak October 16th, 2012
Мой прадед был лоцманом на Лене и получил от Александра III серебряные часы :)

И никакого социального протеста!!!)

livejournal October 20th, 2012
Пользователь ne_navalny сослался на вашу запись в записи «И никакого социального протеста!!!)» в контексте: [...] «Культурный код» Оригинал взят у  в И никакого социального протеста!!!) [...]

Закрывая открытые вкладки

livejournal November 17th, 2012
Пользователь vtulova сослался на вашу запись в записи «Закрывая открытые вкладки» в контексте: [...] детей держала долго, наконец мы пересеклись у монитора: http://tanjand.livejournal.com/157824.html [...]

...

livejournal December 7th, 2015
Пользователь skorpikor сослался на вашу запись в своей записи «...» в контексте: [...] Оригинал взят у в И никакого социального протеста!!!) [...]

  • 1