tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Category:

Колдер: цвет, форма и полет. Ретроспектива в ГМИИ



Разнообразие форм и форматов, от маленькой, чрезвычайно энергичной крысы, тонкой, изящной балерины, до огромного Мобиля, медленно и свободно вращающегося в воздухе,  попирая все законы гравитации – это творчество Колдера.


Я писала о Колдере, о его знаменитом цирке, который принес ему славу. На этой выставке-ретроспективе цирк Колдера можно увидеть, только просмотрев видеофильм.  Пост о цирке здесь.




Начинается выставка проволочными скульптурами (именно Колдер был новатором в этом направлении), они появились в 1920-х годах. «Акробат», «Акробаты», портреты «Франка Крауншилда» (1928) и «Хелен Уиллес» (1927) В этих скульптурах объем только намечен сильным, жестким «проволочным рисунком».











Моллюски, 1965г.
Холст, масло. Фонд Колдера, Нью-йорк.




Колдер чудесен. Форма и цвет танцуют и создают композицию со множеством деталей, они переносят нас в воображаемый мир, в котором есть место для юмора, причудливых героев и теплых символов.

Колдер играет с пространством, что отражается в его элегантных, незагроможденных ничем лишним, работах. Его композиции пробуждают радостные, светлые настроения, как мне все время казалось – чувство низкой гравитации, полета, движения, парения в воздухе.
Это его кинетические скульптуры так воспринимаются, они находятся в медленном, плавном движении от любого дуновения воздуха.

Когда-то появились импрессионисты, изменившие живопись  и появился Колдер, навсегда изменивший древнейшее в мире искусство – скульптуру.
Он дал ему новое пространство – воздух, в котором скульптура теперь может свободно парить и двигаться. Друг Колдера, авангардист Марсель Дюшан, охарактеризовал изящные, движущиеся произведения «мобили», и это стало их названием .














За «мобилями» Колдер создал и «стабили», название им дал друг Колдера скульптор  Ханс Арп.









Крыса. Энергичная, мощная,  франтоватая и нахальная, с героически вздернутым хвостом. Я смотрела на нее и думала, что такая крыса не будет пищать, она должна рычать. Эта стальная крыса символ живучести и предводитель стаи. Она олицетворение лидерства, неистребимости жизни, и она – шутка гениального скульптора.









Муравьед, 1963 г. Модель памятника.



Муравьед, 1963 г.





Абсолютно прекрасная модель монумента. Тонкие, изящные арки, которые в основании истончаются и становятся похожими на запечатленный рисунок танца балерины.

В самом Иерусалиме монументально стабильная скульптура называется "Жест Иерусалиму". И место для ного выбрано поразительно точно - около израильского пантеона горы Герцля, с прекрасным видом на чудесный ландшафт.






Монумент оказался самой последней работой  Александра Колдера, он был установлен через два года после его смерти. И это был последний аккорд в творчестве знаменитого художника.








Единственное произведение Кодлера, которым владеем мы. Благодаря С.Т. Рихтеру.













Необычайно оригинальное и в абсолютно самобытное творчество Колдера было созвучно всему ХХ веку и охватило его почти полностью.



Tags: Колдер, кинетическая скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “Колдер” Tag

  • Александр Колдер

    Александр Колдер всемирно известный художник, автор мобильных абстрактных скульптур, которые включают физическое или механическое движение.…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →