tanjand (tanjand) wrote,
tanjand
tanjand

Categories:

Взрывы цвета, взлом плоскостей и бесконечная спираль




Чудеса Фридриха Стовассера.
Конечно, мир знает его под другим именем, под псевдонимом, который он придумал себе – знает, любит и восхищается. Правда, восторг его творчество вызывает не у всех, и, пожалуй, сторонников и противников его творчества равное количество – 50 на 50. Я говорю о яркой звезде в плеяде знаменитых архитекторов ХХ века -  Фриденсрайхе Хундертвассере.




Родился Фридрих Stowasser 15 декабря 1928 года в Вене, Австрия. Мать растила его одна, ведь отец умер почти сразу после появления мальчика на свет. Вряд ли можно назвать его детство простым: он родился в бедной еврейской семье в Австрии, и никому не нужно рассказывать о политической ситуации тех лет…




В возрасте девяти лет мать крестила Фридриха в католичество, и этот шаг был не напрасным: спустя шесть лет, в тот самый год, когда юноша начал действительно серьезно рисовать (на тот момент это были карандашные зарисовки с натуры), были депортированы или убиты 69 его родственников со стороны матери.





После 1943 года, путешествуя по Италии, он сменил собственное имя Фридерик Стовассер на более интернациональное - Фриденсрайх Хундертвассер. Проучился всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен и укатил в долгое путешествие.

Сменяли друг друга города северной Италии, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция.





В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия. Он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" ван Гога и рушащиеся церкви Аристарха Лентулова. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содержанием. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением.




Сейчас, кстати, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHaus.

В любви в те далекие годы был несчастлив. Дважды женился - один раз в Гибралтаре, другой - в Японии. Первый брак продержался два года, второй - пять. Зато потом известный на весь мир художник неизменно появлялся всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров.





Хундертвассер всегда носил разные носки. Об этом вам расскажет каждый житель Вены - с восторгом или с презрением.





Он долгие годы эпатировал культурную общественность экстравагантными выходками. Вместе с художниками Эрнстом Фукстом и Арнульфом Райнером основал универсальную академию всех творческих сфер "Пинторариум"; читая лекции в гамбургской Академии изящных искусств, упорно рисовал вместе с Базоном Броком и Хербертом Шульцем "Бесконечную линию" - в результате курс лекций закончился скандалом.





Сочинил манифест "Право на третью кожу", который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе "голое" выступление с манифестом-бойкотом называлось "Loose from Loos". Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду.





Взаимоотношения с природой были всегда чрезвычайно важны для художника, бережно вписывающего свои объекты в ее мир. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.




В свое время Хундертвассер вывел теорию диктатуры окон и их права на самоопределение. Он говорил о том, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, что каждое окно-индивидуум имеет право на свою собственную жизнь. Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон.





Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества. Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника, и зрелище он потрясающее.




Расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как главный элемент декора, нет двух окон одинаковой формы и размера, неровные стены, полы, напоминающие лесную тропинку. И все это в обрамлении безумно-буйной растительности всех оттенков зелени. Прямо как в сказке "Ганс и Гретель": стены были из печенья, крышу покрывал пряник, а окна были из леденцов. Это муниципальное жилье - из самых дорогих в австрийской столице, но когда Дом закончили в 1986 году, от желающих поселиться в нем отбою не было.





Умер он 19.02.2000 года. Место смерти: борт лайнера «Куин Элизабет II».













Tags: архитектура, художники Австрии
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments